Самый универсальный актер – это актер-кукольник, убежден директор театра Василий Пустыльников.
Аншлаговая новогодняя программа открыла 2018 год в Тюменском театре кукол. Впереди артистов ждет три гастрольных тура и участие в Международном фестивале «Петрушка Великий» в Екатеринбурге.
О внутреннем мире кукольного театра с корреспондентом ИА «Тюменская линия» беседовал его директор Василий Пустыльников.
— Вы не считаете, что в Новый год обостряется конкуренция театров?
— Конечно, да. В Тюменском концертно-театральном объединении есть внутренняя конкуренция. И филармония, и театры ставят новогодние представления для детей. В Новый год все забираются на нашу аудиторию — и филармония привозит гостей с новогодними постановками для детей, и драма ставит в этом году «Снежную королеву», и тобольский театр у нас играли «Дюймовочку» в Новый год. Хотя мы этот водораздел не нарушаем и взрослые спектакли никогда не ставим.
— А ведь есть замечательный театр кукол для взрослых. Не желаете ввести в репертуар нашего театра такой спектакль?
— В свое время, когда телевидение не было так развито, не было видеосалонов, когда вообще видео не было, в кинотеатрах синематограф отставал, у нас были постановки для взрослых, и публика ломилась к нам. Но пришло время — видео перехлестнуло. И так сложилось сегодня, что мы работаем в основном на детскую аудиторию. В менталитете наших зрителей укоренилось, что кукольный театр — это для детей. Лет десять назад мы пытались это дело снова возобновить, но поломать стереотип не получилось, и мы отступились. Некоторые наши коллеги продолжают ставить спектакли для взрослых.
Дело еще в том, что каждому учреждению выдается план по зрителю — у нас очень большой план, нам нужно привлечь 119 тысяч зрителей в год. И начинать экспериментировать нерезонно — будут пустые залы, и мы будем капитально отставать. Если бы не было таких больших планов, мы продолжили эксперимент и отбивали аудиторию взрослого зрителя. Сейчас в целом происходит коммерциализация театров, поэтому работают другие механизмы.
— Есть ли в театре приглашенные мастера театрального искусства?
— Осенью была сдача спектакля по
Ребенок запоминает походы в театр, а родителям необходимо, чтобы ребенок с теплом вспоминал свое детство.
Дети запоминают яркие, эмоциональные события, и поход в театр он будет помнить — это дает теплоту взаимоотношений между детьми и родителями. К тому же появляется предмет для разговора — обсуждение сюжета спектакля. Это сближает родителей и детей.
Ведь сейчас родители зачастую заняты — кто-то на двух работах, кто-то на дополнительном заработке, а на детей мало времени остается. И ребенок сам по себе, родители сами по себе, но в такие моменты должно быть единение.
— Актер тюменского театра кукол где-то дополнительно учится мастерству?
— Вообще, ни один театр — ни драматический, ни музкомедии, ни оперы и балета — не дружны как кукольники. Мы все друг друга знаем, переписываемся, выходим в конференции в скайп. Кукольное братство — более тесное и простое во взаимоотношениях.
Вы знаете, самый универсальный актер — это актер-кукольник. Он отлично работает и в драматическим плане, и с куклой — у них в руках все оживает. Кукольник — это актер-многостаночник, который умеет и танцевать, и петь, и играть в живом плане, с куклами, с предметами.
Например, в спектакле «Мишуткина елка» используется открытый способ кукловедения. Часто бывает, что артист куклу таскает, а актер сам по себе, кукла сама по себе. Вы не ловили себя на мысли, когда в спектакле актера не замечаешь, а только куклу, и, кажется, что это она сама воет (Прим. автора — имел в виду персонажа Волка из спектакля «Мишуткина елка»), говорит и так далее? Это слияние актера с куклой — это и есть высокое мастерство кукловождения.