Часть из них - радуют глаз, другие - в полном упадке.
Депутаты Тюменской городской думы проконтролируют, в каком состоянии находятся здания-памятники, которые переданы в частную собственность. С такой инициативой на очередном заседании комиссии по градостроительству и земельным отношениям Тюменской городской думы выступил народный избранник Алексей Чирков.
Директор городского департамента культуры Ирина Алексеева доложила о работе администрации Тюмени по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности города.
По ее словам, по состоянию на 10 августа 2015 года в городе находится 190 объектов культурного наследия. За сохранность тех из них, что находятся в муниципальной собственности, отвечает администрация Тюмени. Всего их 55 объектов. Из них 25 относятся к выявленным, 27 являются объектами регионального значения, категория 3 не определена.
15 зданий-памятников используются в качестве жилых домов, 20 закреплены за муниципальными учреждениями и органами местного самоуправления, 16 объектов переданы в пользование третьим лицам в аренду или безвозмездное пользование, 2 строения в стадии передачи в пользование.
Директор департамента культуры сообщила, что в план приватизации на 2015 год были включены 2 здания — по адресам: ул. 25 Октября, 25 и ул. Республики, 25. Арендаторы строений по адресам: ул. Орджоникидзе, 1 и Первомайская, 52 подали заявления о реализации преимущественного права выкупа этих строений.
Народный избранник Александр Лейс попросил, чтобы департамент направил в комиссию список из всех 55 объектов культурного наследия, находящихся в собственности города. «Это было бы познавательно, чтобы мы историю знали», — иронизировал парламентарий. Ирина Алексеева обещала предоставить депутатом полный перечень памятников.
Алексей Чирков отметил, что всем тюменцам нравится, когда старые деревянные дома в центре Тюмени приводят в порядок: глаз радуется. Депутат поинтересовался, за чей счет реставрируют эти здание, если известно, что в бюджете денег на это не заложена. Он получил ответ, что старые дома реставрирую частные инвесторы.
Депутат посетовал, что есть и обратные случаи: частникам передают в пользование старинные особняки, а дома приходят в упадок. Между тем, контроля за такими нерадивыми инвесторами у депутатов нет. Парламентарий заявил, что ему даже известно о поджогах домов-памятников, которые находятся в частных руках.
«Проблема памятников, находящихся в частных руках, не менее серьезная. Это все равно наш город. Мы не можем говорить, что отвечаем только за то, что находится в муниципальной собственности. Нужно внести предложения в части контроля над использованием памятников, которые не в муниципальной собственности», — сказал он.
Председатель постоянной комиссии Валерий Фальков напомнил, что контрольных полномочий по отношению к памятникам у депутатов нет. Но никто не запрещал при рассмотрении этого вопроса пригласить на заседании собственников и послушать их. Если собственник уклоняется, найдется возможность воздействия, заверил депутат.
Комментируя рассмотрение этого вопроса уже после заседания комиссии, Валерий Фальков подчеркнул, что город продолжит идти по пути передачи памятников частным инвесторам. По его словам, это сложившаяся мировая практика. Однако при приложении ее на российскую почву возникают определенные проблемы.
«Должно пройти какое-то время, чтобы новые собственники действительно осознали: это не просто их право частной собственности, но и обязанность перед локальным сообществом, регионом и страной содержать этот памятник в надлежащем состоянии», — сказал Валерий Фальков. По его словам, в этом и заключается смысл передачи памятников частникам.
Глава комиссии также отметил, что порой в отношении к памятникам нет никакого злого умысла. Инвестор приобретает здание, а потом в силу разных причин, например, не имея средств, не доводит памятник до должного состояния. Муниципалитет же юридически не имеет права вкладывать в это средства.
«В итоге мы в центре города получаем покосившийся дом и большое количество вопросов горожан, которые справедливо адресуют их представителям власти», — заключил Валерий Фальков.