Чтобы самовольно занять муниципальный земельный участок, достаточно одного дня. А чтобы снести постройку, потребуется 3-4 месяца.
За прошедший год в Тюмени в рамках проверок было обнаружено 66 нарушений земельного законодательства, в результате чего к ответственности привлекли 49 нарушителей. Между тем члены комиссии по градостроительству и земельным отношениям Тюменской городской думы уверены: выявлять таких нарушителей надо активнее, тем более порой они путают планы по развитию инфраструктуры областной столицы. Этот вопрос обсуждался сегодня в рамках заседания комиссии.
Тему недостаточного контроля поднял депутат Алексей Чирков. «Чувствуется определенная беззубость администрации, — отметил он. — Нашли 66 нарушений, отправили в Росреестр, получили обратную связь: все хорошо, 49 наказали. Но наша задача не составить протокол и получить штраф, а чтобы после этого нарушения были исправлены. А не чтобы штрафы оплатили, и все осталось так же».
На это и.о. директора департамента земельных отношений и градостроительства Дмитрий Иванов ответил, что в рамках законодательства работа может проводиться только таким образом. «Единственное, что мы можем дополнительно делать, проводить повторные обследования по факту нарушений», — признал он.
Ужесточить контроль за использованием муниципальной земли предложил и депутат Александр Лейс, особенно он акцентировал внимание на застройке в частном секторе. «Наши дорожники делают проект, выходят на работу, но она задерживается, потому что за красной линией стоит забор или какой-то хлам, железобетонные изделия, песок, щебень. Частники занимают территорию и, чтобы начать работу, все это нужно убрать», — описал ситуацию Александр Лейс.
Он добавил, что часто нарушаются правила благоустройства в частном секторе. «Сделаны дороги, освещение, а все завалено, — негодует он. — Посмотрите на Заводоуковск, Ялуторовск, малые города — красота! Главы заставляют все с улиц убирать. Почему мы этого не делаем?» — обратился к чиновнику депутат.
«В частном секторе исторически сложились узкие улицы, а земельные участки под такими домами давно сформированы и поставлены на учет. То, что перед домами периодически наваливается мусор и стройматериалы, это, конечно, требует контроля и в, том числе, выявления нарушений правил благоустройства», — согласился Дмитрий Иванов.
Не остался без внимания и вопрос несоответствия текущей застройки в городе и утвержденного генплана его развития. «Едешь по улице и знаешь, что здесь планируется двухуровневая развязка. Подъезжаешь к перекрестку и видишь, что на нем идет строительство дома, — описал пример Александр Лейс. — На перекрестке ул. Профсоюзной с ул. 50 лет Октября строится огромное здание. Когда будет строиться развязка на этом перекрестке как вы будете вписывать туда движение из-за этой свечки? Это перекресток с самой сложной экологией, с огромной интенсивностью движения, там в одну сторону две минуты светофор горит. Вопрос: вы в соответствии с генпланом отслеживаете ситуацию по развязкам, которые планируется строить? Чтобы все было чисто и освобождено?»
Оказывается, генплан на участки, сформированные до его утверждения, не распространяется. А данный участок, по словам Дмитрия Иванова, как раз был утвержден в начале нулевых.
Заместитель главы администрации города Лариса Теплоухова уточнила, что строящаяся высотка «красных линий» не пересекает. «На самом деле этот участок очень старый. Но он находится в пределах „красных линий“. Развязка, которую мы будем строить, проектируется с учетом этого давно сформированного участка», — заверила она.
После заседания комиссии ее председатель Валерий Фальков поделился с журналистами своей личной позицией по поводу увеличения числа проверок. «Необходимо найти разумный баланс, — подчеркнул он. — Мы же все прекрасно понимаем: депутаты представляют интересы муниципалитета, осуществляют контроль, спрашивают за эффективность с исполнительных органов власти. Поэтому звучат вопросы: почему мало проверок, почему мало привлечено к ответственности, почему в городе остаются самовольно занятые земельные участки, почему в частном секторе собственник использует муниципальную землю за пределами „красной черты“? Но давайте посмотрим с другой стороны. Буквально через две комиссии у нас будет рассматриваться вопрос о поддержке малого и среднего бизнеса. И маятник качнется в другую сторону. С одной стороны, все земельные участки должны использоваться эффективно. С другой стороны, контроль не нужно возводить в абсолют».
Валерий Фальков пояснил, что нужно выбрать: либо ужесточать контроль, либо помогать предпринимателям, чтобы они могли надлежащим способом оформить свой бизнес. «Если павильон с цветами стоит в определенном районе, почему предпринимателя обязательно нужно рассматривать как исчадие ада в контексте того, что он нарушает и обирает городскую казну? Имеет смысл разобраться в ситуации», — уточнил он.
Председатель комиссии подчеркнул, что часто обывательские представления горожан относительно самовольного захвата земель расходятся с законом. «Многие думают, что достаточно мановения волшебной палочки, чтобы убрать незаконно установленный павильон, — отметил он. — Но по закону возможны только такие действия: обратиться в суд, назначить рассмотрение дела, после этого вынесенное решение отправляется в службу приставов. И только после этого можно производить какие-то действия, к примеру, демонтировать. И получается, чтобы самовольно занять муниципальный земельный участок, достаточно одного дня. А для того чтобы снести постройку, потребуется 3-4 месяца».