Все более серьезной проблемой в УрФО является ситуация с начальным и средним профессионально-техническим образованием. Об этом на расширенном заседании Общественного совета по контролю за реализацией нацпроектов в УрФО заявил полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе. За период спада экономики сократилось число ссузов ...
Все более серьезной проблемой в УрФО является ситуация с начальным и средним профессионально-техническим образованием. Об этом на расширенном заседании Общественного совета по контролю за реализацией нацпроектов в УрФО заявил полномочный представитель
В Тюменской области ситуация с рабочими специальностями далека от катастрофической. Как отметил участник заседания, председатель совета директоров учреждений начального профессионального образования Тюмени Владимир Тамочкин, в системе профессионального образования Тюменской области находятся 11 вузов, 21 учреждение среднего профессионального образования, 24 учреждения начального профобразования, где обучаются почти 143 тысячи человек, из них около 15 тысяч по рабочим профессиям и 28,5 тысячи по специальностям среднего специального профессионального образования. По мнению Тамочкина, сеть эта является достаточной и способна удовлетворить существующую потребность регионального рынка труда.
Чтобы достичь баланса между спросом и предложением на рынке труда рабочих специальностей, в Тюменской области был введен механизм госзаказа. Для этого были проанализированы данные с рынка труда, потребности в специальностях и профессиях на трехлетний период. Эти данные были переданы в департамент социального развития области, а также управлениям федеральной государственной службы занятости населения, объединениям работодателей. При этом учитывалось количество выпускников общеобразовательных учреждений и данные о выпуске и распределению выпускников учреждений начального и среднего профобразования. Эти данные позволили определить кадровый дефицит предприятий области. Дальше шло формирование объема структур госзаказа на основе заявок самих работодателей, организация целевой подготовки квалифицированных рабочих на самих предприятиях за счет средств областного бюджета, а также корректировка учебных планов и программ с учетом пожеланий работодателей. В качестве конкретных примеров эффективного сотрудничества предприятий и профтехучилищ Тамочким назвал опыт взаимодействия тюменского профучилища № 14 и Обь-Иртышского речного пароходства, профлицея № 11 Тобольска и «Тобольск-Нефтехима» и других. Так, например, в Тюменском государственном колледже связи, информатики и управления специальные предметы преподают специалисты «Уралсвязьинформ», а в Тюменском лесотехническом техникуме с участием предприятия ДОК «Красный октябрь» оборудован центр переподготовки кадров.
Тамочкин рассказал участникам заседания, что с 2005 года в Тюменской области начался процесс интеграции образовательного пространства, создание многоуровневой системы профессионального образования по нескольким моделям. Это создание университетских комплексов, а также создание многопрофильных колледжей. По его словам, это позволяет исключить дублирование подготовки кадров и обеспечить интеграцию образовательных программ с учетом потребностей конкретного муниципального образования и работодателей. В 2007 году в области запланировано создание отраслевых ресурсных центров на базе образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования агропромышленные, транспортные, промышленные. Подводя итоги проделанной работы, Тамочкин рассказал, что в 2006 году было трудоустроено около 70% выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Прогноз на 2008 год — максимальное приближение к существующей потребности предприятий Тюменской области. Полпред Латышев отметил успешный опыт Тюменской области в сфере подготовки квалифицированных рабочих. Но также он сказал, что хотя проводится серьезная системная работа в ряде суъектов УрФО, в частности в Челябинской, Свердловской области, — проблема остается.