Картины о пиаре - особая магия для любителей.
Есть много профильной литературы, интервью, лекций и обзоров. Но есть и возможность совместить приятное с полезным. Такие подборки имеются, мне кажется, у всех пиарщиков и маркетологов на бумаге, в избранном в приложениях или просто в уме. Поделюсь своим топом фильмов, часть из них мы смотрели со студентами и каждый раз находили неочевидные инсайты, не видимые ранее. Так что даже если что-то уже было смотрено сто лет назад, запасайтесь свободными выходными и располагайтесь поудобнее.
1. «Хвост виляет собакой», фильм давний (1997 год), но заслуживающий внимания до сих пор. Политика, война, пиар-стратегии, которые выглядели утрированными, всё сейчас очень похоже на реальность. Полезен не только тем, кто работает в политике, но и тем, кто ищет нестандартные решения, занимается антикризисным пиаром и любит идти ва-банк.
Дастин Хофман и Роберт де Ниро бесподобны. Фильм не стал главным оскароносным только потому, что в этот год вышел «Английский пациент», и рефлексия о войне оказалась важнее политических игр. «Какая разница правда это или нет. Пресса в курсе, она будет играть на этом», — как приостановить скандал до принятия решений, смотрим короткий отрывок.
2. «Семейка Джонсов». Нативные продажи, семейные ценности и, могу предположить, даже в чем-то реальность из истории из американских экспериментов. Красивая Деми Мур, молодой Дэвид Духовны и еще не испортившая себе репутацию на разводе с Депом Эмбер Херд. По факту история о блогинге, только пока без соцсетей.
3. «Здесь курят» — кино о табачном лоббисте, который сделает всё, чтобы вы курили дальше. Слоган фильма: курите на здоровье. Цинично и с юмором. Что делать с ковбоем Мальборо, который 20 лет был лицом вашего бренда, а теперь болеет раком. Сложная задачка. В этом отрывке безоговорочные аргументы как убедить людей курить через киноленты.
4. «Социальная сеть» — ну куда без истории создания Facebook (принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена на территории РФ). История культовая, пытливый зритель увидит много интересных и не тривиальных ходов по продвижению стартапа. Кино снял культовый Дэвид Финчер, которого мы знаем по «Бойцовскому клубу», может, поэтому лента получилась не приторной историей успеха, и в этом ее большой плюс. Ждем, когда появится фильм о Дурове, создании «ВКонтакте» и легендарного Telegram. А какой саунд в трейлере, заслушаться можно.
5. «Чего хотят женщины» — старый (2000), добрый, сентиментальный, но от этого не менее профессиональный. Молодой Мел Гибсон пытается вывести в лидеры потерявшее былую хватку агентство и сделать лучшую рекламу для женщин, по пути делая депиляцию, маски и натягивая чулки.
Не считая, что это ромком, фильм об очень важной части работы профессионала в пиаре — работе со своей целевой аудиторией. Работа не по сухим цифрам, не по стереотипам, а что ни на есть «в поле». «Женщины совершенно ненормальные», — и это полная правда.
6. «99 франков» — пожалуй, стоит начать с того, что сначала этот пункт должен присутствовать в подборке «что почитать пиарщику». Отличный роман Фредерика Бегбедера: циничный, острый, без надежды или точнее почти без надежды хоть на что-то светлое в этой падшей профессии.
Экранизация отражает суть книги. Невнимательному зрителю может показаться, что, кроме прожигания жизни с запрещенными веществами и алкоголем там мало сути, но это очень обманчивое впечатление. А здесь пример как придумывают средней паршивости рекламу типичные рекламщики.
7. «Generation П» — эта подборка была бы неполной без Виктора Пелевина, человека, который даже из самого факта своего существования может генерить информационные поводы. Тут, как и в предыдущем пункте, лучше сначала прочесть.
Здесь есть и реклама, и пиар, и тоска по нулевым и, конечно, мистицизм Пелевина. Сотрудник рекламного агентства Вавилен Татарский занимается продвижением западных брендов, но ищет к ним подход через русскую ментальность.
8. «Величайший фильм из всех когда-либо проданных» — в этой подборке будет одна документальная работа, но она того стоит. Сама идея фильма гениальна в своей простоте. Кино о том, как продавать рекламу в кино, где в течение фильма вы видите миллион рекламных интеграций.
Фильм рассказывает о product placement, как продавать каждую секунду эфирного времени на ТВ и брендинге. В фильме есть даже интервью Дональда Трампа и Квентина Тарантино.
9. «Сироп» — впервые фразу «чем отличается маркетинг от искусства?» я услышала там и потом не раз использовала в работе. Ниже в отрывке можно посмотреть ответ. Каждый раз, заходя на очередной креатив, ты задаешь себе вопрос — чем я занимаюсь: маркетингом или искусством? Ответ очень хорошо ставит все на свои места. Фильм о парне, который умеет круто генерировать идеи, но не умеет их упаковывать и продавать.
10. «Вся президентская рать». И закончим мы тоже на политической драме, раскрывающей суть «Уотергейтского скандала», что повлекло за собой… А лучше не буду спойлерить, и если вы не знаете, то не читайте заранее. Фильм о поиске данных и работе с ними, о фактчекинге, фильм о крутых журналистах, фильм, как и сама история — легенда.
Почти забытый жанр разговорной драмы, и пусть вас не пугает 1976 год выхода, кино очень современное, а еще невероятные Дастин Хофман, Роберт Редфорд и 4 Оскара в придачу. И даже в таком сложном фильме есть продакт-плейсмент, как он туда интегрирован, можно увидеть в разборе на видео.
В этой подборке намеренно нет фильма о Джобсе, хотя он как будто должен быть, но для меня это фильм не о пиаре, а о гении и его непростой судьбе. Так же тут нет «Медиа Сапиенс» Минаева, на мой взгляд, это крутая книга, но не крутой фильм, поэтому его тоже не оказалось в топ-10. Фильм — это уже сам по себе пиар-инструмент по продвижению идей, людей и историй. А фильмы о пиаре — это особая магия для любителей. Приятного просмотра!
Фото: ru.freepik.com