Перед вами новый выпуск рубрики "Готовимся к Тюменской осени". В центре внимания - Павел Афанасьевич Россомахин.
Этот уроженец Тюмени вошел в историю нашего города как первый директор краеведческого музея. В период воинствующего атеизма он публично осудил уничтожение древней Благовещенской церкви. А еще Россомахин проявил себя как политический деятель, талантливый художник, историк, археолог, педагог. Давайте разберемся в подробностях, каков его вклад в развитие культуры Тюмени?
Павел Россомахин (фотокопия, альбом «Из альбомов к мольбертам»)
«Космический пришелец»
…Весна 1903 года. Павел с товарищами прогуливался по городу. Все шло как обычно: юноши посмеялись над новым анекдотом, повздыхали о барышнях из гимназии, да мало ли о чем говорили ученики реального училища. Как вдруг огненный шар пролетел по небу и приземлился в районе ипподрома…
Все помчались его искать! Повезло Россомахину. Кусок железного метеорита весом примерно 750 граммов, покрытый окалиной черного цвета, он принес показать ученому Ивану Яковлевичу Словцову.
Словцов устроил при училище прекрасный музей, у него имелись в коллекции некоторые образцы сибирских метеоритов.
— Поздравляю, друг мой! — Иван Яковлевич улыбнулся. — Вам — добрый знак с небес.
Метеорит получил имя «Тюмень», хранился дома у Павла, но со временем «космический пришелец» затеряется. Как необычно появился, так и исчез… А жизнь текла в привычном русле.
Здание Александровского реального училища
Годы учебы и взросления
Павел рано возмужал. Его отец служил чиновником на почте, затем бухгалтером окружного казначейства, имел свой дом, большую семью. Павел отлично учился в Александровском реальном училище. А в 1898-м Афанасий Васильевич умер, осталось пять детей.
Мать бросила их, и 13-летнему Павлу пришлось самому зарабатывать на хлеб, заботиться о братьях и сестрах. Стипендии не хватало, он давал частные уроки. Писал в автобиографии: «День проходил так: вставал в 3-4 часа утра, стряпал хлеб, готовил чай, готовил уроки, с 9 до 3 — школа, из школы на уроки до 9 часов, снова то же».
Почто-телеграфная контора, напротив нее располагалось реальное училище
Он все успевал. Еще и посещал рисовальный класс при училище. Занятия там вел статский советник (о таком чине чуть ли каждый мечтал) Николай Васильевич Кузьмин. В молодости этот большой души человек окончил Строгановское училище. Как опытный учитель он советовал Павлу связать жизнь с миром прекрасного.
В 1906 году Россомахин — один из лучших выпускников Александровского реального училища — поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Но вскоре оставил ее по причине консервативных порядков. Там же, в столице, он сблизился с революционерами.
С верой в лучшее будущее
«…я вернулся из Санкт-Петербурга в Тюмень, где устроился учителем — хотелось работать в народе и для народа, — вспоминал Павел Афанасьевич. — Дело наладил, с ребятишками сдружился. Преподавал им математику, родной язык, естествознание, рисование и гимнастику. В свободное время рисовал и изучал свой родной край — эту страсть мне привили живописец Н.В. Кузьмин и директор реального училища И.Я. Словцов, с которым я работал в его музее».
Наш герой сошелся с политссыльными, стал выполнять их поручения. Его квартиру на Садовой (ныне ул. Дзержинского) полиция обыскивала не раз.
На улице Садовой (ныне Дзержинского) жил до революции 1917-го учитель и художник Россомахин
В годы первой мировой войны Россомахин попал на Кавказ. Молодого художника поразили горы, он радовался возможности взять в руки кисть и краски.
Служил он в 43-м Сибирском полку солдатом в команде связи и конной разведке. Участвовал в боях на территории Восточной Пруссии. Там его увлекла военная карьера, и он поступил в школу прапорщиков в грузинском городе Телави. И снова — армия. В 1917 — 1918 годы Россомахина выбрали командиром Сибирского полка, членом полкового комитета. В 1918-м в Петрограде он встретился с Лениным, рассказал вождю о положении на фронте.
Россомахин воевал против Колчака, Махно, грузинских меньшевиков, Врангеля, украинских банд. Стал одним из первых в Тюмени кавалером ордена Красного Знамени.
1920 год принес Павлу Афанасьевичу успех художника. Его персональная выставка состоялась в Ростове-на-Дону.
Сокровища для музея
В 1922 году краеведческий музей поселился в бывшем здании Думы. Судьба распорядилась так, что возглавить это учреждение поручили Россомахину. Он продолжил дело своего учителя Словцова.
При Россомахине оживилась научная деятельность музея, интенсивно пополнялись коллекции, проводились выставки, археологические изыскания.
Краеведческий музей, директором которого был П. А. Россомахин
В октябре 1924 года Павел Афанасьевич по служебным делам приехал в с. Липчинское Туринского уезда (ныне территория Свердловской области). Как художник и археолог он обратил внимание на высокий берег при слиянии рек Липки и Туры. И… отыскались там многочисленные следы первобытной культуры: черепки глиняной посуды, кости дикого кабана, бронзовые украшения более позднего происхождения.
Россомахин подключил к исследованиям ученого Московского института археологии и искусствоведения, коренного тюменца Павла Дмитриева. В 1927 году вместе они провели раскопки Первой Мысовской стоянки и курганов (ныне территория парка им. Гагарина). Музей пополнился редкостями. После были успешные раскопки на озере Андреевское.
Сотрудничество с Эрмитажем тоже принесло радости. По просьбе директора Эрмитажа Иосифа Орбели Россомахин отправил редкости: чашу серебряную и медные чашечки, в свою очередь получил ценные картины и предметы, качественно изменившие тюменскую коллекцию. Позже, в 1957 году, на этой базе родилась картинная галерея.
«Тюменские головотяпы»
А 30 апреля 1930 года в Благовещенском соборе открылся окружной антирелигиозный музей, руководить его работой поручили тов. Россомахину. Посетители смотрели редкости, рассказывающие о православии, исламе, сектантстве, религиозных культах разных народов.
Вход в антирелигиозный музей в Благовещенском соборе - первом каменном здании Тюмени 1704 года постройки. Копия из архива краеведа С. Егорова.
В ночь с 13 на 14 июня 1932 года Благовещенский собор был взорван. Россомахин проявил свою четкую гражданскую позицию. Написал статью «Тюменские головотяпы ликвидировали антирелигиозный музей», направил ее в газету «Правда», с группой сотрудников он обратился в прокуратуру, в Центральный антирелигиозный музей Ленинграда (тогда он располагался в Исаакиевском соборе).
Суд этим делом занялся. Но виновных в злодеяниях не осудили, нашли «стрелочника» — Савина, зам. председателя горсовета. Осужденный получил год принудительных работ с вычетом из зарплаты 25 процентов.
В 1934 году Россомахин был принят в Союз художников СССР, в 1936-м в Омске состоялась его персональная выставка. О нем заговорили как «о художнике с особенной манерой рисования». Сам же мастер пояснял: «С первого взгляда яркость красок может показаться странной, неестественной, но если понаблюдать природу, уловить ее сущность, то рисунки мои окажутся вполне естественными, реальными».
1937 год для Россомахина, как и для многих других, оказался роковым. В феврале его арестовали, исключили из партии. Но вскоре выпустили… Некоторые историки высказывают версию: возможно, Павел Афанасьевич знал тайну колчаковских кладов, это помогло ему избежать репрессий.
Война и мирная жизнь
В Великую Отечественную войну Россомахин добровольцем ушел на фронт. За подвиги получил ордена Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медали. Он дослужился до звания полковника. После войны посвятил себя живописи. Ставил перед собой цель: «самому научиться видеть красоту природы и научить других видеть и любить ее».
На территории парка им. Ю. Гагарина располагается поселение Эпохи поздней бронзы. Парк признан памятником археологии
В 1952 году у Павла Афанасьевича случился 45-летний юбилей творческой деятельности. Тюменский музей организовал персональную выставку его работ. Среди картин выделился пейзаж «Разведка недр», тогда это была еще непривычная тема. Настоящий художник всегда прозорлив. «23 сентября 1953 года в районе п. Березово ударил первый в Сибири мощный фонтан природного газа. Это открытие положило начало созданию крупнейшего в мире Тюменского нефтегазового комплекса».
А Павел Афанасьевич продолжал писать удивительные работы. Он жил на улице Коммуны в частном домике. В будни любил с друзьями посидеть на завалинке, в праздники — прокатиться по городу в роскошном тарантасе, заглянуть в музей, узнать, чем живут и дышат его сотрудники.
Павел Россомахин, «Основание Тюмени». (фотокопия, альбом «Из окопов к мольбертам»)
В 1956 году этому энергичному человеку должно было исполниться 70. Только-только Тюмень отметила шумные майские праздники. Яблони набрали цвет. Еще бы не одну картину смог написать художник…
Из биографии
Павел Россомахин родился в Тюмени 1 (13) декабря 1886 года. Его активная позиция позволяла быть в гуще событий. Судьба будто берегла его. Россомахин был дважды приговорен белогвардейцами к расстрелу. Первый раз его освободили по просьбе местных жителей (за решетку он угодил в Туринске), в другой раз Россомахин сбежал из-под охраны.
Ему довелось принимать участие в организации охраны находящейся в Тобольске царской семьи. Он был назначен командующим войсками ЧОН (части особого назначения), которые подавляли восстание 1921 года.
После 1923 года Россомахин — ответственный секретарь Тюменского укома ВКП (б), член горсовета нескольких созывов, заведующий губернским отделом народного образования, заместитель редактора газеты «Красное знамя», председатель Омского отделения Союза художников.
Россомахин плодотворно занимался историей Тюмени, запечатлел прошлое города в своих статьях и картинах. Его произведения хранятся в областном музейном комплексе им. И.Я. Словцова.
Источники
«Из окопов к мольбертам», составитель А. Валов, 1995 г.
«Художники Тюмени» (юбилейный альбом), 1994 г.
Александр Петрушин «Тюмень без секретов», 2011 г.
Материалы выставки «XX век. Герой нашего времени. П. А. Россомахин. Штрихи к портрету», 1997 г.
«Словцовские чтения-97″. (Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции».
«Словцовские чтения-96″. (Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции»).
Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея 1999 г.
«Юркин кондуит», составитель Юрий Зотин, 2009 г.
В. М. Кружинов «Тюмень: вехи истории», 1994 г.