Но у него есть своя версия на этот счет.
«Вслух.ру» продолжает знакомить читателей с мнениями и предположениями тюменских краеведов по поводу главной новости сегодняшнего дня. Как стало известно, во время реставрационных работ в Спасской церкви обнаружены останки человека и старый дубовый гроб.
Своми мыслями на этот счет со «Вслух.ру» поделился тюменский краевед, историк Александр Петрушин:
Фото «Уватских известий»
— Этот гроб и останки нашли позавчера, 12 мая. Это произошло во время реставрационных работ в северном приделе Спасской церкви. Напомню: этот придел построен в 1916 году на личные средства Андрея Ивановича Текутьева.
Рабочие трудились над тем, чтобы справиться с водой. Не знаю, мистика это или нет, но земля в этом месте мироточит (на канале «Культура» этому явлению был посвящен фильм): вода всегда стоит на одном уровне, она без запаха и цвета — с 1930 года, по моим предположениям. Потому что в 1929 году, как все культовые здания, Спасская церковь была закрыта: в 1929—1930 годах она использовалась как концлагерь, храм был забит спецпереселнцами. Во время раскулачивания крестьян зимой гнали санными поездами через Тюмень, и остановки делали в храме. Потом санные обозы шли в Тобольск, дожидались навигации и шли дальше на север.
Переселенцы были людьми в основном верующими, много среди них было пожилых: они не могли справлять в храме свою нужду. Кроме того, было очень душно… Люди мучались. В этом храме умерло много людей, а тех, кто высказывал недовольство, расстреливали на месте. На территории храма существовало кладбище — там этих расстрелянных и закапывали. Когда их останки (черепа с пулевыми отверстиями) были обнаружены, выяснены причины их появления, там установили памятный крест. Он и сейчас там стоит.
Так вот, видимо, от огромного людского горя земля и стала мироточить — есть у меня такая версия. Хотя можно найти и научное объяснение: возможно, это подземные ключи, которыми был пронизан овраг, что был на месте храма.
Как вы, наверное, знаете, после раскулачивания здание храма передали под архив НКВД. И в годы Великой Отечественной войны там тоже был архив, а одно время там хранилось золото Крымских музеев. После войны, уже в 1954 году, там открылась областная научная библиотека, я там книжки читал.
За это время внутри храма проводились разные работы, даже лифт внутри был установлен. Но под алтарем никто никогда никаких работ не проводил, вода никому не мешала. А сейчас, когда стали разгребать дальше, нашли это захоронение. Это гроб, скорее всего, дубовый, он вполне сохранный, за исключением крышки.
Конечно, нужно провести экспертизу. На мой взгляд, важно определить время этого захоронения. Андрей Иванович Текутьев, как известно, не был рядовым жителем Тюмени. И его похороны не могли пройти не заметно. Наверняка в газетах того времени можно найти сообщения о времени и месте его захоронения.
Сейчас все еще считается, что место захоронения Текутьева — утрачено. Напомню вам: Текутьевское кладбище в Тюмени так названо не потому, что там он бы похоронен, а потому что там стояла его мельница.
До сих пор считается, что Андрей Иванович похоронен рядом со Спасской церковью, там же и его жена. Но потом эти захоронения были разрушены.
У меня большой вопрос к тем, кто говорит, что Текутьев и его жена могли быть похоронены в самой церкви: разве в православии принято хоронить в храме, да еще под алтарем?
Тем не менее, я предполагаю, что найденные останки могут принадлежать Текутьеву. Но — почему они тогда в храме? У меня есть своя версия.
Дело в том, что с 1922 по 1932 годы чекистские органы занимались кладоискательством (я об этом пишу в книгах). Считалось, что сокровища лежат в захоронениях состоятельных горожан. Поэтому любопытствующие деятели, которые забыли о нормах нравственности, вскрывали склепы и могилы в поисках сокровищ. Так были разорены многие захоронения известных тюменских купцов.
Я предполагаю, что такая же судьба оказалась и у захоронения Андрея Текутьева. Склеп вскрыли. Мы не знаем, нашли или нет сокровища. Но когда стали думать, что делать с гробом и останками, решили занести в пустующий храм, закопали под алтарем. Дурное кладоискательство — иначе не назовешь — стало причиной того, что гроб и останки оказались внутри храма.
Фото Юрия Шестака