Тестовое приземление прошло на "отлично".
В центре Тюмени оборудовали вертолетную площадку для экстренной транспортировки пациентов, и впервые на нее приземлился легкий вертолет Airbus.
Вертолетная площадка находится на территории ОКБ-2. По периметру горят фонари, в центре буква «Н», рядом на здании виднеется ветроуказататель. Гул от вертолета был слышен еще до того, как он показался в небе. Вертолет вылетел из аэропорта Плеханово, это был тестовый полет. Пилот дважды заходил на посадку с разных сторон — с восточной и северной, где находятся наиболее удаленные населенные пункты — Ишим и Уват. Размеры вертолетной «парковки» — 15 на 15 метров. От нее при приземлении винтокрылой машины, даже если она относится к разряду малой авиации, лучше отойти подальше, так как сильно штормит.
Как подчеркнул заместитель директора областного департамента здравоохранения Алексей Немков, своевременность оказания экстренной медицинской помощи является одним из важнейших приоритетов регионального департамента здравоохранения и регионального правительства.
«Оборудование вертолетной площадки на территории ОКБ-2 проведено по поручению президента в рамках национального проекта „Здравоохранение“, работы финансировались из регионального бюджета по распоряжению губернатора Тюменской области Александра Моора, — пояснил Алексей Немков. — На сегодняшний день эта площадка полностью оснащена для приема вертолетов малой авиации. В таких вертолетах мы испытываем максимальную потребность, так как легкий вертолет может приземлиться там, где не сможет сесть Ми-8, например, на дорогу при ДТП. Вторым преимуществом вертолетов малой авиации является быстрая доставка пациентов в ОКБ-2. Это основной травматологический центр в нашем регионе, где оказывается помощь при всех видах травм и взрослым, и детям. Этот проект позволит сохранить достаточно большое количество жизней».
По словам Алексея Немкова, в Тюменской области три травматологических центра, помимо Тюмени, они есть в Тобольске и Ишиме. Это позволяет сократить время доставки пациентов с тяжелыми травмами. Сейчас из отдаленных мест время доставки обычным транспортом составляет от 40 минут до одного часа и более. Санавиация может сократить время доставки из удаленных мест до 30 минут.
Руководитель областного Центра медицины катастроф ОКБ-1 Евгений Наумов напомнил, что санавиация работает с в Тюменской области с 1950-х годов. Она достаточно развита, но основным вертолетом в прошлом был тяжелый Ми-8. Такие вертолеты используются для доставки пациентов из труднодоступных северных районов области. С появлением малой авиации мы можем рассматривать вариант перевозки тяжелых пациентов из одной больницы в другую. Например, если везти тяжелобольного из Ишима, то на это уйдет не менее 4 часов. Легкий вертолет доставит пациента из Ишима до Тюмени за полтора часа. Планируется также использовать малую авиацию для транспортировки пациентов, пострадавших в ДТП, забирать их сразу вертолетом с места аварии. Но это уже совместная работа с ГИБДД. Автоинспекторам нужно перекрывать дорогу, чтобы на нее мог сесть вертолет.
Главный врач ОКБ-2 Роман Паськов еще раз подчеркнул главную мысль: «Открытие вертолетной площадки в их больнице позволит прежде всего повысить скорость оказания медицинской помощи и безусловно повысит ее результативность».
За 2020 год в ОКБ-2 по линии Медицины катастроф были доставлены 250 пациентов от младенцев до пожилых, то есть потребность в срочной доставке довольно большая. Малая авиация позволит решать эти задачи намного оперативнее.
Как пояснил старший пилот-инструктор летного отряда №1 Евгений Ивушкин, они вылетели из Плеханово, расстояние до больницы — 12 км. Время в пути — не более 3-4 минут. Радиус действия Airbus Helicopters AS 355 с двумя двигателями составляет 260-270 км. Есть еще AS 350. У него один двигатель и радиус полета составляет до 200 км. Но самое главное преимущество — время. На расстоянии 20 км от Тюмени машине скорой помощи потребуется около часа, чтобы доставить пациента с места ДТП. На вертолете — 6 минут.
У пилотов есть допуски для посадки на площадку с подбором. Садиться вне аэродромов пилотам не привыкать. Много лет работают с нефтяниками, вылетают на аварии. Приходилось садить вертолеты и на дороге, и вдоль нефтепроводов.
С помощью вертолета можно эвакуировать только одного пострадавшего. В салоне убирают три кресла — одно впереди и два сзади. Пространства как раз хватит для носилок. Можно эвакуировать и двоих, но только в сидячем положении. Все будет зависеть от решения врачей. С врачами даже согласуется высота полета.
«Средняя высота полета — 200-300 метров, ночью летаем выше — 450-500 метров, — говорит пилот. — Поэтому при транспортировке тяжелобольных всегда спрашиваем, на какой высоте лучше всего лететь, так как на разной высоте разное давление, и это может отразиться на состоянии пациента».
Фото: Александры Малыгиной и Юрия Шестака