Возможности и проблемы развития частного образования детей обсудили в Тюмени 13 апреля за круглым столом.
Возможности и проблемы развития частного образования детей обсудили в Тюмени 13 апреля за круглым столом. По приглашению «Тюменского Бизнес-журнала» попытаться решить насущные вопросы собрались более 30 человек — руководители частных центров, представители страховых компаний, туристических, юридических и консалтинговых фирм, банка. Бизнес на рынке образовательных услуг имеет женское лицо, что сами участницы мероприятия объяснили несколькими факторами. Во-первых, многие «вышли» из школ, а там большинство педагогического состава — представительницы прекрасного пола. Во-вторых, это связано с социокультурными особенностями России: мужчины предпочитают такие сферы, как экономика, политика; образование же традиционно отдано женщинам. В Европе сложилась иная ситуация, например, в Англии владельцы частных школ в основном — мужчины. В-третьих, испокон веков женщина — это воспитательница своего ребенка. Многие за круглым столом признавались, что первоначально хотели дать своему чаду что-то большее, чем предлагает государственное образование, в результате этого желания и возник их бизнес. Спрос на предлагаемые «частниками» услуги есть, что говорит об изменении шкалы ценностей. Как отмечает директор детского центра «Ступеньки», президент Тюменской региональной ассоциации детских развивающих центров Марина Бакулина, сейчас родители предпочитают вкладывать деньги не в машины и квартиры, а в образование ребенка. А поскольку многие не удовлетворены старыми стандартами гособразования, начинают искать альтернативу и приходят в частные центры. Директор филиала агентства «Аэровектра» Олеся Ольшевская говорила о том, что с течением времени меняется и портрет самого клиента. Если несколько лет назад это был тот, кто отдает дань моде и имеет высокий уровень дохода, то сейчас — тот, кто понимает, что образование — это хорошее вложение денег и ищет «свой» программный продукт исходя из толщины своего кошелька. «Клиент, который думает, что у него не хватает денег, просто испытывает недостаток в информации, как грамотно их потрать. Есть различные варианты как для среднего класса, так и для VIP-клиентов», — уверяет генеральный директор туристического агентства «Стар Травел» Ольга Новикова. Как оказалось, в кризисе, грянувшем в 2008 году, есть свои плюсы. Сейчас человек хорошенько обдумает и взвесит, за какой услугой он обращается, действительно ли она ему нужна. И в итоге остается в выигрыше — он точно знает, зачем платит деньги. Многие руководители отметили, что они работают также с незащищенными слоями населения: детьми-инвалидами, из многодетных семей. «Мы предоставляем бесплатные места для тюменских ребятишек, — рассказала директор учебно-лингвистического центра „Интеллект+“ Наталья Кирякова. — Сейчас у нас таким образом обучаются восемь ребятишек, в следующем году планируем увеличить это количество. Призываю все центры обратить внимание на благотворительность!». Вопросы по страхованию вызвали особый интерес у организаций, отправляющих детей в образовательные туры за рубеж. Их руководители рекомендовали страховым компаниям обращать более пристальное внимание на подбор кадров, поскольку некоторые сталкивались с такой проблемой — неграмотная консультация страхового агента. Директор по развитию продаж в Западно-Сибирском регионе СК «Allianz РОСНО Жизнь» Идрис Абдуллаев в свою очередь посетовал на менталитет россиян — сэкономить на всем: «Мы предлагаем застраховать все риски. И получаем в ответ: «Зачем?! С моим ребенком ничего не случится!». Кроме того, всем страхующимся необходимо внимательно смотреть, какой пакет услуг они покупают. На круглом столе не раз звучала фраза «Один в поле не воин». Пословицу вспомнили в связи с разговором о том, как эффективнее решать проблемы. Марина Бакулина уверена, что легче это делать сообща. «Изначально конкуренция между частными центрами была очень жесткой. В 2008 году мы встретились с директорами и решили, что пора конкурировать честно и даже поддерживать друг друга. Так была создана Тюменская региональная ассоциация детских развивающих центров. Одному очень трудно ходить по коридорам, стучаться в двери, но когда к власти обращается ассоциация, отвечают на наши вопросы намного охотнее. О друг друге мы знаем практически все, например, кто по каким программам работает. У нас есть база данных по кадрам, и если мне нужен воспитатель, его таким образом гораздо легче найти; также существует «черный» список педагогов. Мы начали с объединения организаций дошкольного образования, но сейчас выходим на школьный уровень. Кроме того, планируем пройти государственную регистрацию». Участникам круглого стола было небезынтересно узнать, какую помощь им может оказать государство. Начальник отдела информатизации Фонда развития и поддержки предпринимательства Антон Машуков рассказал, что предлагается бизнесменам: «Есть финансовые инструменты поддержки — целевые займы для малого и среднего предпринимательства. Кредиты дают и банки, но в чем существенная разница — процентная ставка. Фонд предлагает деньги под 8,5% годовых. На сегодняшний день «потолок» займа составляет 5 млн, срок выдачи — три года. Эта самая популярная форма поддержки, за которой люди охотно идут. За прошлый год был выдан колоссальный объем средств — 560 млн». Есть другой финансовый ресурс. За получением кредита можно обратиться в банк, но ему всегда требуется обеспечение. В случае, если заемщику собственного обеспечения не хватает, то на половину кредита Фонд может выступить поручителем, но единожды взимает за это комиссию 2% от суммы всего кредита. Работа ведется с пятью банками. Существуют и другие методы поддержки, не финансовые: начиная с консультаций по вопросам предпринимательской деятельности до огромного количества обучающих мероприятий.