С 1989 года сотрудники регионального УМВД приняли более 52 тыс. заявлений о реабилитации репрессированных.
В Тюмени состоялся круглый стол «Историческая память о политических событиях в СССР в 1930-е гг.». Поводом для него стали тридцатилетие Указа Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30−40-х годов и начала 50-х», а также приближающийся День памяти жертв политических репрессий, сообщили «Вслух.ру» в пресс-службе регионального УМВД.
Представитель общественного совета УМВД, главный редактор газеты «Тюменский курьер» Рафаэль Гольдберг рассказал о написанной им двадцать лет назад «Книге расстрелянных». Двухтомник вобрал в себя около восьми тысяч справок на расстрелянных в 30-е и 40-е годы прошлого века на территории нынешней большой Тюменской области. Он отметил, что написанная в 1999 году книга до сих пор вызывает интерес у исследователей событий той эпохи и находит живой отклик у рядовых читателей.
Профессор кафедры отечественной истории ТюмГУ Валерий Кружинов рассказал, что прошло время, когда исследователи были лишены доступа к архивным документам и писали труды, основываясь лишь на воспоминаниях участников тех печальных событий. В настоящий момент число репрессированных установлено довольно точно. Ученые получили возможность проводить объективные исследования, опираясь на реальные факты и документы.
Председатель общественного совета УМВД, историк-краевед Александр Петрушин осветил сложный процесс реабилитации жертв политических репрессий с 1950-х годов по наши дни. С 1989 года сотрудники УМВД Тюменской области приняли более 52 тыс. заявлений о реабилитации репрессированных, выдано свыше 21 тыс. справок о реабилитации. Александр Петрушин добавил, что основной контингент реабилитируемых — дети спецпереселенцев, родившихся во время ссылки. По действующему в то время законодательству лица, родившиеся в семьях, где хотя бы один из членов являлся спецпереселенцем, также относились к этой категории.
Участники круглого стола пришли к общему мнению о необходимости продолжать исследования политических событий в СССР 1930-х годов с привлечением молодых ученых и применением современных методов исследования.