Каковы тенденции этого явления на местном информационном поле?
Аналитика показывает, что стоимость рекламы у блогеров за 5 лет выросла почти в 50 раз в Facebook и в 12 раз в Instagram. Для многих ведение блога становится реальным источником доходов. Какова ситуация в Тюмени? Чем блогер отличается от журналиста или пиарщика? Есть ли у нас известные блогеры, и на каких площадках они работают? Стоит ли обращаться к ним за пиаром? Тренды блогосферы анализирует Светлана Романовская, журналист, подкастер, коммуникатор.
Светлана Романовская
Качество и естественность
Самой дорогой соцсетью для рекламы у инфлюенсеров (люди, мнение которых имеет значение для определённой аудитории) остается YouTube, Instagram — на втором месте.
Такие данные опубликованы на платформе IZEA, самый серьезный рост стоимости публикации показал Facebook: цена за рекламу в этой соцсети увеличилась почти в 50 раз (средний ценник вырос с $ 8 до $ 395). Интеграция в видео на YouTube остается самым дорогим способом продвижения — его стоимость увеличилась в 16 раз. Пост в Instagram — в 12 раз.
Честно, я до конца не могу определиться — кого считать блогером, кого нет. В любом случае, все они никто без… подписчиков. Блогер начинает получать прибыль лишь после того, как у него появляется определенное количество подписчиков. Но внимание надо обращать не только на количество, но и на качество, на вовлеченность аудитории.
Вот мнение Ольги Литвиновой, визажиста. Она ведет блог с 2015 года и у нее 3 200 подписчиков.
«Когда я пришла в Инстаграм, то тут же кинулась накручивать подписчиков. С помощью ботов легко это сделала, но они были нерабочие. Мне нужны заказы, а их не стало больше по сравнению с тем временем, когда у меня было менее 1000 подписчиков. Потом пришлось чистить страничку. Остались чуть более 3 тысяч, но зато мои».
Таких, как Ольга, называют микро- и наноинфлюенсеры. И они рекламируют своей аудитории те или иные продукты: косметику, продукты питания и подобные товары, услуги.
Эксперты отмечают, что стать блогером сегодня проще, чем это было еще пять лет назад. Не в тренде накручивание подписчиков. В тренде, по-прежнему, качественный контент.
Ушли из Инстаграма «вылизанные» картинки с одного «фотосета». Появился тренд на естественность.
«Инстаграмчику, да побольше»
Кстати, если говорить о площадках для блогерства, то уже неактуальны стереотипы о том, что в Facebook сидят интеллектуалы, во «ВКонтакте» — школьники, пожилые люди — в «Одноклассниках», в Instagram — домохозяйки. Сейчас все сидят везде, блогеры развивают 3−4 площадки параллельно, пробуют себя на новых платформах.
Но всегда есть оговорка — в Тюмени может все работать немного с опозданием. «Инстаграмчику, да побольше» — это пока тренд тюменских предпринимателей. Хотя почему тюменских? Instagram — самая быстрорастущая социальная сеть, и прирост ее аудитории в России идет за сч**ет регионов.
Хотя и YouTube не сдает своих позиций. Он стар, почти как сам интернет. Несмотря на развитие видеоформатов в большинстве соцсетей и стремительный рост приложений для коротких музыкальных роликов, хостинг продолжает привлекать зрителей и бизнес. Статистика YouTube по состоянию за 2019 год тому доказательство. Привожу самые, на мой взгляд, интересные цифры. 62% компаний используют YouTube в качестве канала для публикации видеоконтента.
На Ютуб приходится 37% всего мобильного трафика в мире. Минимум 90% людей в возрасте от 18 до 44 лет заходят на YouTube.
Для миллениалов эта социальная сеть — самая посещаемая. Но при этом 51% пользователей старше 75 лет тоже смотрят видео на YouTube (данные с Ex libris).
Однако Тюмень пока не в тренде, известных «ютюберов» не сыщешь днем с огнем. YouTube дороже и по созданию контента, и по продвижению, и алгоритмы этой площадки сложнее. Поэтому пока он не покорен тюменцами.
В Инстаграме всё решает красивая картинка, 80% всего контента — вообще видео. На текст смотрят в последнюю очередь. Много читать, а тем более анализировать, публика здесь не привыкла. По статистике, из 20 топовых инстаграм-аккаунтов 18 принадлежат женщинам — это инстамамочки, модели
«Спрос на качественное видео возрос, — говорит профессиональный видеограф Рамиль Нигматуллин, автор проекта #снято на смартфон. На курс приходят для себя, есть корпоративное обучение. Приходит понимание, что нажать кнопку rec —это еще не значит снять видео. Нужно видео, которое приносит ЛИДЫ».
А я продолжаю размышлять, кто он — блогер? Я — блогер? Какое принципиальное отличие блогера от журналиста или пиарщика? Главное все-таки в том, что журналист блогером может быть, а блогер журналистом — вряд ли.
«Те, кто назвал блогеров инфлюенсерами, с ума сошли. Как можно быть лидером общественного мнения, если не разбираешься в том, о чем говоришь? — считает Андрей Ковалев, главный редактор Радио „Ребячья республика“, доцент, преподаватель Тюменского госуниверситета, курс „Журналистское мастерство“. — Многие тюменские блогеры — выпускники нашего университета, но как только журналист становится блогером, он перестает быть журналистом. Журналист не продает, он освещает, информирует, пропагандирует, ведет просветительскую работу в обществе».
«К блогерам нет смысла обращаться за пиаром, им уже никто не верит, они рекламируют всё без разбора, рекомендуют обращаться к наноинфлюенсерам, тем, у кого до 5000 подписчиков, но тут тоже есть оговорки», — уверена Юлия Королева, директор PR-агентства «Идол». — Считаю, что пиаром должны заниматься профессионалы — те, кто отвечает за результат".
Чем серьезней пост, тем меньше охват?
Но что бы ни говорили мы, журналисты, блогосфера набирает обороты даже в Тюмени. На площадке tyumen.cheapmedia.ru/catalog/ я насчитала 20 тюменских блогеров, которые продаются. При том цены разные.
К примеру, стоимость поста у @terenyusha — 15 000 рублей, а у делового блогера Евгения Парфёнова — 4 500. Понятно, что не только цена их отличает, но и количество подписчиков, и темы аккаунта.
Все популярные блогеры Тюмени — инстаграмеры и София Броян — самая популярная из них. У нее 2 млн подписчиков, она снимает вайны — короткие ролики о жизненных моментах в шуточной форме.
«Любой пост — это пиар-акция, будь то открытое письмо Мишустину или текст про участие в программе „Давай поженимся“. Другой вопрос — как отреагируют подписчики. Люди больше реагируют, конечно, на такие посты: как я в прорубь нырнул, на гвоздях стоял, в петле висел, когда делаю с собой какие-то манипуляции, но серьёзные вещи аудитория не готова воспринимать. Чем серьёзней пост, тем меньше охват», — высказывает свое мнение тюменский деловой блогер Евгений Парфенов. — Я всегда выбираю, что могу рекламировать в своей ленте, а что никогда не буду. Например, никогда не буду писать про быстрые заработки, сетевой бизнес и тому подобное. Я должен верить тому, что рекламирую".
«Я не беру коммерческую рекламу, только честные отзывы и рекомендации, — делится блогер @gorojanka72. — Я не продавалась никогда. Мой бизнес — ивент-маркетинг. Я занималась блогерством в 2017—2018 годах, как основным делом, брала рекламу в блог, продвигала аккаунт. Тогда Инста была на пике, но я посчитала, что инвестиции в рекламу у блогеров не окупаются у местного бизнеса. А мне хотелось работать максимально эффективно и приносить пользу. Я нашла свой путь — организация мероприятий».
«Блогерский рынок в регионах только на пути к своему расцвету. У нас пока больше экспериментируют с блогерами. Прошлый год показал, что им стали больше доверять — было несколько крупных проектов с серьезным бизнесом. Тюменский регион — это все-таки больше Инстраграм, „ютюберов“ нет. Среди явных тенденций на этом рынке — блогеры начали относиться к своему занятию как к бизнесу, и стало понятнее с ценообразованием, в том числе и благодаря такой площадке как наша» — комментирует генеральный директор ООО «Чипмедиа.ру» Дмитрий Гупало.
Я продолжаю изучать эту тему и размышлять над всем этим. В том числе и с моими экспертами проекта «Пиар ЭНД Маркетинг». Присоединяйтесь, слушайте, делитесь мнением.
Справка «Вслух.ру»
В рейтинге Forbes богатых и молодых звезд (до 40) почти четверть занимают блогеры, а вовсе не пиарщики. Среди них Собчак, Дудь, Катя Клэп. А в рейтинге самых высокооплачиваемых звезд YouTube третье место — у пятилетней уроженки Краснодарского края Анастасии Радзинской, чьи доходы журнал оценил в $ 18 млн в год. У нее более 107 млн подписчиков. Что-то изменилось в этом мире.
Фото: rutwitter.com, free-admin.net, centersoveta.ru