Еще несколько лет назад бересту Алексей воспринимал исключительно как материал для растопки печи.
Каждую свободную минуту Алексей Кочкарев посвящает любимому увлечению — работе с берестой. В гостиной маленькой уютной квартиры почетное место занимают изделия умельца с непередаваемым природным ароматом дерева — туеса, шкатулки, солонки, корзинки. Подробности своего дела он рассказал изданию «Тюменская область сегодня».
Алексей родился и вырос в Северном Казахстане. Признается, что всегда бересту воспринимал, как материал для растопки печи. Потом переехал с семьей к родителям жены, в село Шорохово Исетского района. Случайно увидел в одном из тюменских торговых центров берестяное изделие — и пропал. Не мог отвести глаз. Решил, что тоже непременно научится.
«Первые попытки работать с берестой были в 2015 году. Как-то осенью приехали в лес за грибами, пока все ушли на „тихую охоту“, я решил попробовать снять бересту. Потом уже узнал, что для творчества больше подходит не осенняя, а летняя молодая береста», — вспоминает умелец.
Теперь он заготавливает бересту сразу на год. После того, как лишняя влага испарится, укладывает пласты природного материала под гнет, внутренним слоем друг к другу: так береста не царапается и не пересыхает.
Кочкарев многое почерпнул из видеоуроков опытных российских мастеров в интернете, экспериментировал с формами, цветами. Поначалу использовал в работе морилку, лак, различные химические красители. Но пришел к тому, что лишних красок не надо: береста сама по себе ценная и очень приятная глазу.
Алексей считает, что настоящие профессионалы в работе применяют минимальное количество подручных средств.
Жемчужина коллекции Алексея Кочкарева — берестяная карета. За ее основу взята карета царя Александра Второго, в которой его везли на коронацию. Карету мастер делал полгода: рисовал эскиз, затем вырезал и склеивал берестяные детали.
Карету украшают герб с изображением двуглавого орла, старинные светильники и даже миниатюрная корона Российской империи. Карета вместе с другими изделиями шороховского умельца выставлялась на площадках Исетского краеведческого музея, тюменского Дома ремесел.