28 и 29 февраля театр «Ангажемент» сдал спектакль, созданный буквально за месяц — именно на такой срок приезжал в тюмень якутский режиссер, заслуженный деятель культуры республика Саха, Юрий Макаров.
Спектакль «Черный волк» по повести ненецкой писательницы Анны Неркаги «Белый ягель» вызвал у зрителей бурную и неоднозначную реакцию. Например, «голоса ненецкого народа» недоумевали, отчего автор постановки до неузнаваемости изменил оригинальное повествование, так расставил смысловые акценты, что «от Неркаги ничего не осталось».
Действительно, в тексте повести мотив черного волка проходит едва заметно, а в спектакле он приобретает если не доминирующее, то очень важное значение. От оригинального текста тоже мало что оставлено — режиссер предпочел довести смысл философии Неркаги через пластику актеров, звуки голоса, перепады музыки.
На пресс-конференции сегодня Макаров был немногословен, однако дал ясно понять, что литературное произведение «Белый ягель», написанное женщиной и пронизанное женской философией — это один объект искусства, то, что принадлежит именно Анне. А вот спектакль «Черный волк» — это его, мужское восприятие мира Неркаги, мира вообще.
По мнению тюменских знатоков театра и специально приглашенного московского критика Евгении Росановой, Макарову удалось создать произведение искусства. Несмотря на некоторые недоработки, связанные с ограниченным временем, спектакль станет не только значительным событием в тюменской театральной жизни, но и удачным опытом в контексте российской и — смелое предположение — мировой театральной жизни.
Евгения Розанова отметила, что сегодня мировой театр находится в кризисе — истлевает, изнашивается театральный язык, и правы те, кто обращается к истокам театральности, к пратеатральной эпохе, переосмысливает роль голоса, жеста, танца.