Dipol FM | 105,6 fm
92.13
98.71

Барова & К: профессионалы в области благотворительности

В минувшем году корреспондентам и обозревателям объединенной редакции интернет-газеты «Вслух.Ру» и еженедельника «Вслух о главном» довольно-таки часто приходилось задавать тюменским и московским бизнесменам вопрос: «Что для вас социально ответственный бизнес?». Единственным, по сути, ответом (с некоторыми вариациями) был: «Мы социально ответственны, потому что: А. Исправно платим налоги; Б. Создаем рабочие места».

Конечно, в реальности это выглядит не столь сухо: деньги на благотворительность коммерсанты все же выделяют. Другое дело, что в случае со средним и малым бизнесом это чаще происходит «по велению души» и становится разовой акцией. Корпоративные благотворительные программы как необходимую составляющую собственной деятельности воспринимают пока в основном только крупные компании. Между тем в Тюмени есть организация, которая готова профессионально оказывать коммерческим организациям услуги по развитию их «именных» благотворительных программ.

«Вслух» давно дружит с Благотворительным фондом развития города Тюмени. Горожане постоянно наблюдают инициированные этой Community Foundation благие дела (и участвуют в них): традиционную Неделю добра; новогодний бал предпринимателей, сборы от которого пойдут на елку для «Тюменских гаврошей». А сейчас у каждого из нас есть чудесная возможность поработать Дедом Морозом — выполнить заветные желания детей из малообеспеченных семей. О своих мечтах детишки написали в открытках, развешанных на елках в крупнейших магазинах города. Подходи, читай открытку, добрый человек, и твори волшебство.

«Я бы хотела, чтобы наш фонд воспринимался не только как благотворительная организация, а как организация — помощник в бизнесе, — говорит глава фонда Вера Барова. С Верой Владимировной мы встретились после ее возвращения из Берлина, с Международного симпозиума «Community Foundation в глобальном мире». С этой темы и начали разговор.

— Это вообще было первое подобное собрание. Раньше проходили конференции, на которых подводились итоги года. А здесь обсуждался вопрос о разработке общих направлений развития. Community Foundation - пока не самая распространенная в мире модель общественной организаций. Представитель Всемирного Банка, выступая на заключительной сессии, сказал, что подобные фонды работают пока только в 40 странах. На симпозиуме были представители 33 из них — из Африки, Азии, Европы, Америки, Австралии.

Мне понравилось, что изначально перед участниками симпозиума не ставилась задача сдать какой-то там «рапорт». Каждый выступающий пытался представить материалы о своей работе именно в контексте общей идеи — сделать мир более понятным, близким для всех. Сегодня, когда речь идет о глобализации, чаще всего освещается одна «сторона медали» — некая экспансия, захват, навязывание единых стандартов. А мы говорили о том, что у мира есть общие тенденции и законы развития, и, развиваясь в общем контексте, важно сохранить собственную специфику. В том числе, и в благотворительной деятельности. Не копировать американскую модель, а учитывать свои традиции — таков был основной посыл выступления, например, Дороти Рэйнольдс — консультанта фонда Мотта. Эта дама (уже преклонных лет) принимала участие в создании нескольких фондов в Америке, в гости к нам в Тюмень она приедет в мае.

— Кто был организатором симпозиума?

— Европейский Центр Фондов (EFC), организация «Всемирные инициативы по поддержке грантодающих организаций» (WINGS), Фонд Форда и Фонд Мотта, которые уже достаточно долгое время занимаются развитием системной программы Community Foundations. Этим фондам готовы сказать спасибо все участники симпозиума, в том числе и мы: поездку россиян в Берлин оплатил Фонд Форда. В Германию приехали мои коллеги из Фонда Тольятти — это наш самый первый фонд в России, он постарше нас всего на один год (мы — вторые!), фондов города Первоуральска, Новочеркасска, Калининграда.

Другой организатор симпозиума — Фонд Мотта — наш партнер уже в течение трех лет. В свое время в 2001 году, когда мы в первый раз встретились с его координатором по странам Восточной Европе и России Ником Дейчакивски, он сказал, что не верит в российские фонды. В 2002 году он признал: «Да, я теперь вижу, что вы можете реально развиваться». И это даже несмотря на то, что вопрос создания капитала для нас очень проблематичен. В России не так уж много Community Foundations — всего порядка 20. Решить задачу создания капитала оказалось под силу только двум моим коллегам. Например, Борису Цирюльникову, главе Фонда Тольятти. Он сегодня может гордиться (мы, собственно, тоже гордимся его успехами), поскольку капитал Общественного Фонда Тольятти составляет 1 миллион долларов.

— И за счет чего он был сформирован?

— В качестве учредителя Фонда выступает ФИА-Банк. В Самарской области действует закон о благотворительной деятельности, который предоставляет благотворителям льготы в 4% отчислений в региональный бюджет.

— А что стало с тем проектом закона о благотворительности, который вы вносили в Тюменскую областную думу?

— Закон о благотворительной деятельности был инициирован нами еще в 2002 году. Весь 2003-й мы потратили на то, чтобы его включили в план законопроектной работы областной думы. Окончилось все очень печально: без особых дискуссий, дебатов и консультаций. 12 ноября нам пришло письмо за подписью председателя постоянной комиссии Думы по социальным вопросам Столярова, в котором сообщалось, что комиссия по экономике и финансам Тюменской областной думы и думский правовой комитет подготовили отрицательное заключение по нашему вопросу.

В «неодобренном» законопроекте были заложены принципиальные, как нам кажется, вещи: кроме налоговых льгот для благотворителей мы пожелали увидеть в этом законе определение — что же все-таки относится к благотворительной деятельности? Чего греха таить, сегодня даже отчисления из резервного фонда главы города Тюмени, осуществляемые по инициативе депутата городской думы, приписываются к разряду благотворительных. Я уж не говорю о тех суммах, которые находятся в распоряжении областных депутатов. Существует какое-то искаженное представление о деньгах, которые даны депутатам на исполнение их прямых обязанностей — работу с избирателями. Конечно, эти средства не могут быть приравнены к благотворительности, потому что они принадлежат самим же избирателям-налогоплательщикам.

Мы смеялись с коллегами в Берлине, что, если бы нам в России дать еще и настоящий закон о благотворительной деятельности (а значит организации, которые сегодня с нами работают, получили бы налоговые льготы), Западу по части благотворительности было бы нас трудно догнать.

— Увеличилось ли за минувший год число ваших партнеров-коммерческих организаций?

— Произошло увеличение финансирования в рамках наших программ, но не за счет новых участников. Привлекать их в этом году было проблематично: на фоне праздничных мероприятий к 60-ю Тюменской области наши просьбы не были способны конкурировать ни с запросами администрации города, ни области. Поэтому мы рады, что наши партнеры, которые работают с нами уже не первый год, пошли по пути регистрации благотворительных программ, тем самым, увеличив свой взнос в финансирование социальных проектов некоммерческих организаций: например «вырос» именной фонд концерна НИККА.

На Берлинском симпозиуме мне понравилось выступление Эммета Карстона из Миннеаполиса. Карстон назвал Community Foundations агентами социальных изменений, и я с ним полностью согласна. Умение создать культуру диалога, возможности для формирования партнерских отношений — это то, чем мы должны владеть помимо технологий привлечения денег. И, думаю, что у нас это получается.

Я бы хотела, чтобы наш фонд воспринимался не как благотворительная организация, а как организация — помощник в бизнесе, и именно не в плане посредничества, а в плане оказания услуг коммерческим структурам в развитии их корпоративных благотворительных программ. Я считаю, что наша команда — это профессионалы в области благотворительности. И когда мы предлагаем свои услуги не только коммерческим организациям, но и органам власти, мы говорим: «У нас есть не просто видение того, кто сегодня нуждается: у нас есть замечательные партнеры в лице некоммерческих организаций, которые знают, как изменить ситуацию, что нужно сделать, чтобы через некоторое время был виден результат этой работы». Бизнес-структурам, чтобы найти партнеров для реализации своих благотворительных программ, нужно затеять целый ряд специальных процедур, мы их от этой несвойственной им функции освобождаем.

— Допустим, я — бизнес-леди. У меня есть пара десятков тысяч рублей на благотворительность. Я хочу, чтобы они, действительно, принесли пользу конкретным людям. Я прихожу в Благотворительный фонд развития города Тюмени, и что вы мне предлагаете?

— Несколько вариантов. Внести деньги в объединенный грантовый фонд, причем с учреждением именных проектов. Следующий вариант — создание именного фонда: в этом случае решение о распределении средств вы принимаете самостоятельно, наш фонд выступает лишь в качестве консультанта. Вы можете выбрать интересный вам проект на конкурсе грантов.

В этом году мы использовали процедуру 2-хступенчатого заявления на средства именного фонда концерна НИККА. Первая ступень — публичная защита идей проекта: общественные организации, инициативные группы граждан, граждане рассказывали о том, что они хотели бы сделать. Отбор шел по принципу, насколько заявленная идея совпадает с той политикой, которую в своей благотворительной деятельности реализует компания, учредившая именной фонд. Среди программ-победителей этого года: проект, который инициировал Дворец детского творчества. Во Дворце создан музей детских общественных организаций, и для организации качественной, отвечающей современным требованиям экспозиции был нужен компьютер.

Традиционные проекты — работа с детьми по месту жительства, организация спортивных мероприятий — например, в Заречных микрорайонах. Еще один пример — в этом году с инициативой оборудовать в Тюмени роллердром выступили студенты Института культуры. Работа уже ведется, которая закончится оснащением площадки для скейтеров.

Справка «Вслух.Ру»
Благотворительный фонд развития города Тюмени.
Основан в 1999 году.
Реализует несколько благотворительных программ: грантовая программа «Любимый город». Программа сопровождения корпоративной благотворительности. Программа «Тюменские гавроши» (привлечение новых социальных технологий в решении проблем детства). Программа «Срочная помощь» (Фонд опекает детскую реанимацию Ожогового центра).

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Начальник разведки Павел Фитин: зигзаги судьбы
Начальник разведки Павел Фитин: зигзаги судьбы
По одной из версий, начальником разведки Фитина спонтанно назначил Берия.
#Павел Фитин
#разведка
#история
#Александр Петрушин
Эксперты: выдача ипотеки вырастет во втором квартале
Эксперты: выдача ипотеки вырастет во втором квартале
С начала года на покупку жилья тюменцы взяли ипотечных кредитов в банках на 35% больше, чем за тот же период 2023 года.
#ипотека
#банки
#эксперты
#прогноз
#новости Тюмени
Студенты почувствовали себя депутатами Тюменской городской думы
Студенты почувствовали себя депутатами Тюменской городской думы
И поддержали создание общественной молодежной палаты.
#дума
#Тюменская городская дума
#школьники
#студенты
#общественная палата
#Светлана Иванова
#Степан Киричук
#ТюмГУ
#Тюмень
#новости Тюмени
Тюменцев приглашают побывать на старте космической эры
Тюменцев приглашают побывать на старте космической эры
Вход свободный.
#выставка
#музейный комплекс им. Словцова
#космос
#Тюмень
#история
Ирек Файзуллин: Проделанная в Ишиме работа - пример сплоченности в сложную для региона минуту
Ирек Файзуллин: Проделанная в Ишиме работа - пример сплоченности в сложную для региона минуту
Глава Минстроя осмотрел пострадавшие от паводка территории.
#паводок
#Минстрой
#Ирек Файзуллин
#Александр Моор
#Ишим
#Тюменская область