Dipol FM | 105,6 fm
80.03
94.25
Max banner

Андрей Кравчук: Это очень здорово – иметь возможность снять фильм

Известный режиссер приехал на конференцию в Тюмень и рассказал о Семене Арановиче, сериалах и ответственности перед аудиторией.

_Известный российский режиссер Андрей Кравчук, побывавший в Тюмени в рамках научной конференции «Длительность погружения», посвященной кино, встретился с тюменцами. На творческом вечере, состоявшемся до открытия конференции, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника» и автор фильмов «Адмиралъ» и «Итальянец» показал собравшимся свою документальную ленту «Последний кадр», посвященную учителю Кравчука советскому режиссеру Семену Арановичу, и ответил на вопросы. На встрече побывал и корреспондент «Вслух.ру»._

— Картина о Семене Арановиче — это маленький документальный фильм о моем мастере. Я заканчивал институт, когда Семен Давыдович уехал в Германию и там скончался. Это был блестящий человек. Умный, талантливый, остроумный. Он не столько пытался вогнать нас в каноны ремесла, сколько пытался в каждом раскрыть наши индивидуальные особенности. Нас — тех, кто у него учился, — было немного, все разные, и для него было самое важное, чтобы каждый делал так, как он чувствует, мыслит и видит мир. Потому что твой уникальный взгляд на мир, то, как ты его ощущаешь, — это самое главное. В этом фильме я постарался о Семене Арановиче рассказать тем языком, каким он сам рассказывал о людях.

— Ваш учитель в фильме говорит о том, что его предыдущая биография решила его судьбу как режиссера. У вас тоже было будто две жизни. Что же стало судьбоносным до того, как вы решились сменить профессию и из математики перейти в режиссуру?

— У меня был раскадровщик — мы разрисовывали практически весь фильм «Викинг». И он рассказывал, что когда был маленьким, родители, чтобы его успокоить, клали на пол большие куски ватмана, на которых он мог рисовать. И спокойно уходили в кино, в ресторан, в театр. Когда возвращались, все, что лежало на полу, было покрыто мелкими рисунками. Поэтому с выбором судьбы у него было все легко и понятно.

А вот у меня было чуть иначе. Хотя, пока учился в школе, постоянно рисовал. Была с товарищем даже идея написать огромную картину в Ленинграде. В итоге мы ничего не нарисовали, но неведомая тяга оставалась. Плюс я писал какие-то рассказы, стихи, футбол занимал огромное место в моей жизни. В 8 классе я первый раз попробовал портвейн, выкурил первую сигарету, понял, что моя жизнь идет в тупик и решил поменять ее категорически. Поступил в физико-математическую школу, которая перевернула мою жизнь. После школы, естественно, пошел на мехмат и даже закончил его с красным дипломом.

После диплома меня оставили на кафедре писать диссертацию, но я к тому времени уже познакомился с режиссером Венгеровым, и он, прочитав мои рассказы, предложил написать сценарий. Он же познакомил меня с Алексеем Германом. И я, продолжая работать в университете, уже пошел по полной программе в кино.

— Вы говорили, что Аранович в каждом из учеников что-то открыл. Что он открыл в вас?

— Трудно сказать. Все замыслы, которые возникали, он не переделывал, а старался максимально их развивать. Все занятия с Арановичем были скорее беседами. Там присутствовали необходимые вещи, связанные с монтажом, работой с операторами. Но самым главным было живое общение. Общение с ним давало очень многое.

— Вы снимали практически во всех жанрах и форматах, в каких только возможно. Что для вас было важнее и интереснее?

— Телевизионный многосерийный фильм — это возможность спокойно рассказать историю. Многие режиссеры уходят в сериалы, потому что там, как в романе, ты имеешь возможность больше рассказать, быть более подробным, сделать более развернутое высказывание. Но есть обратная сторона — возможности производства. Особенно у нас в стране. Сроки настолько сжаты, ты должен так много успеть снять за день, что из-за этого неминуемо начинает страдать качество.

Для меня всегда было важным высказывание — то, что ты хочешь рассказать. И поиски языка. Попытка найти тот язык, которым можно рассказать эту историю наиболее идентично. Например, фильм «Итальянец» — история про мальчика из детского дома, которого хотят усыновить итальянцы. Вроде бы у него все отлично, но он хочет сбежать из детского дома — и сбегает — чтобы найти свою мать, чтобы ее спасти. Чтобы заботиться о ней и стать мужчиной, который мог бы ее защищать, оберегать. Такая история имеет огромное количество реализаций. Здесь можно выжать мелодраму, можно впасть в «чернуху», можно сделать сладкое социальное кино. И каждый способ при таком материале будет давать беспроигрышный результат. Самым сложным было найти тот способ рассказа, который сделал бы эту историю эмоционально убедительной. Каждый раз поиски языка — это очень сложно.

— Много лет назад вашего «Адмирала» было интересно смотреть, потому что казалось, что это диалог с позиции советского кино. Насколько были осознанны переклички — и стилистические, и смысловые — с традициями советской школы кино?

— Если честно, то осознанных перекличек не было никаких. В общей культуре человека, когда он живет в каком-то культурном контексте, эти образы, которые он видел много раз в детстве, они в голове, конечно, сидят. Но, делая «Адмирала», мне не хотелось ни с кем спорить, ничего доказывать. Не хотелось сказать, что «стоп-стоп, мы 70 лет говорили, что белые плохие, а красные — хорошие; а теперь давайте посмотрим с той точки зрения, что красные плохие, а белые — хорошие». Фильм не об этом — там нет плохих.

Колчак — человек, который, если бы не революция, был бы национальным героем. Был полярником, открывал земли северные, открывал Северный морской путь. Заработал ревматизм в одной из экспедиций. Когда началась русско-японская война, уехал добровольцем в Порт-Артур, подрывал японские корабли, получил награды. Но запутался в любовных отношениях, не мог разобраться в себе. Личная трагедия бренного, цельного, нравственного человека совпала с трагедией страны.

Мне хотелось разобраться в этих людях, и в какой-то мере разобраться в себе. Потому что все отношения, которые мы брали там, существуют и в нашей жизни.

— Почему вам не лень снимать кино и делать то, что вы делаете?

— Потому что я это люблю, мне это безумно нравится. Такая жизнь — она трудная, но настолько эмоционально яркая. Это то, к чему я стремлюсь, что заполняет мое время. Меня никто не заставляет это делать, и это очень здорово — иметь возможность сделать фильм.

— Снять кино — это довольно сильное высказывание, которое воздействует на людей, образует какой-то контекст в их жизнях. Какие у вас есть собственные нравственные позиции, что позволяют вам делать такие заявления, влиять на тот мир, в котором мы живем?

— Это очень сложный вопрос, потому что я никогда об этом не задумываюсь. Я понимаю ответственность, которая лежит на мне. Стараюсь быть максимально честным и биться за результат до последнего. Особенность кинопроизводства в том, что на каждом этапе ты можешь заблудиться, пойти на компромиссы. И на каждом этапе ты можешь потерять фильм и сделать что-то совсем другое. Это зависит от множества людей.

Ты должен верить в то, что делаешь, и понимать, что это важно. Важно тебе самому, как минимум. И если нашлись люди рядом с тобой, которые в это поверили и тоже считают это важным, значит, нельзя быть лживым и играть в поддавки. Еще нужно стараться, чтобы тебе поверили те, кто с тобой работает — это очень важное качество. Ты можешь их нанять и формально заставлять, но это плохо. Потому что хочется, чтобы люди, которые с тобой работают, раскрывались и при этом делали твой фильм. Если получается, то ты чувствуешь, что это все было не зря.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Исследование выявило ключевые потребности современных инвесторов
Исследование выявило ключевые потребности современных инвесторов
1000 инвесторов из городов с населением от 100 тыс. человек, имеющих брокерские счета, поделились мнением о состоянии и перспективах российского инвестиционного рынка.
#инвестиции
#эксперты
#статистика
#тк
Максим Афанасьев сообщил о договоренностях по строительству детских садов и школ
Максим Афанасьев сообщил о договоренностях по строительству детских садов и школ
И пояснил появление инфраструктурного взноса для застройщиков.
#Максим Афанасьев
#строительство
#застройщик
#детские сады
#школы
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Тюменской области прогнозируют мороз до -38 градусов с ветром до 18 м/с
В Тюменской области прогнозируют мороз до -38 градусов с ветром до 18 м/с
Прогноз погоды на выходные.
#прогноз
#погода
#похолодание
#холод
#мороз
#ветер
#метель
#Тюменская область
#тк
Роспотребнадзор: как выбрать Деда Мороза и Снегурочку для поздравления ребенка с Новым годом
Роспотребнадзор: как выбрать Деда Мороза и Снегурочку для поздравления ребенка с Новым годом
Нужно выполнить три шага.
#Новый год
#Дед Мороз
#Снегурочка
#услуги
#Роспотребнадзор
#советы
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
#тк
Тюменка выплатила долг в 2,8 млн рублей, чтобы переехать в Сочи
Тюменка выплатила долг в 2,8 млн рублей, чтобы переехать в Сочи
Взяв крупную сумму в долг, она сменила фамилию.
#УФССП
#судебные приставы
#долг
#недвижимость
#жилье
#деньги
#Сочи
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять