На пресс-конференции, которую директор тюменской филармонии традиционно дает перед началом концертного сезона, Михаил Бирман пребывал в приподнятом настроении. Позволив себе пофантазировать, предположу, что причиной хорошего настроения Михаила Михайловича стало стечение сразу нескольких удачных обстоятельств. Первый год работы в режиме автономной некоммерческой ...
На пресс-конференции, которую директор тюменской филармонии традиционно дает перед началом концертного сезона, Михаил Бирман пребывал в приподнятом настроении. Позволив себе пофантазировать, предположу, что причиной хорошего настроения Михаила Михайловича стало стечение сразу нескольких удачных обстоятельств.
Первый год работы в режиме автономной некоммерческой организации принес филармонии если не полное финансовое благоденствие, то, по крайней мере, удовлетворительные результаты. И, несмотря на то, что областной бюджет обеспечивает своим «госзаказом» только одну пятую часть расходов на организацию «Алябьевской осени», фестиваль, который начался 29 сентября, получился шикарным. Филармония принимает исполнителей мирового уровня. В программе из шести концертов — два высококлассных оркестра — «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова и оркестр Московской государственной академической филармонии под руководством Юрия Симонова, оперная звезда Маквала Касрашвили, московский квинтет «Пьяццолла-Studio», играющий исключительно танго Астора Пьяццоллы, известный в Западной Европе пианист, ныне представляющий Германию, Николай Бирман. (Как не радоваться Михаилу Михайловичу, если впервые за 15 лет его брат приедет в Россию, чтобы дать два концерта в Тюменской области — в Тюмени и Тобольске?).В общем, обязательный участник «Алябьевской осени», «хозяин» сцены оркестр «Камерата Сибири» под руководством заслуженного артиста России Антона Шароева, хор «Ренессанс» Анжелики Таланцевой и молодой скрипач Алексей Видякин, приглашенный из Магнитогорска, выступят в исключительно благородной компании. Более того, 9 октября, в день за-крытия фестиваля в Тюмень высокое общество пополнит госпожа Урсула Зайлер — глава немецкой рояльной компании «Зайлер». Компания, поставлявшая музыкальные инструменты еще ко двору российских императоров, решила вернуться на наш рынок. Удачное время для тюменской филармонии, ведь в иное время она вряд ли потянула бы покупку рояля, стоящего порядка 70 тысяч долларов, а сейчас «Зайлер» готов дать пятилетнюю рассрочку платежа.
Но и это не все, чем порадовал журналистов директор филармонии. Михаил Бирман пообещал Тюмени настоящий театральный звездопад. 6, 7 ноября на гастроли приезжает единственный в мире цыганский театр «Ромэн». В конце ноября МХАТ имени
Поскольку уже сейчас филармония планирует концертные программы на 2006−2007 годы, директор готов говорить об ориентировочных датах еще нескольких событий. На апрель 2006 года ведутся переговоры о гастролях Дмитрия Хворостовского с оркестром. В августе предполагается возродить традицию всероссийских конкурсов оперных певцов имени Юрия Гуляева и провести Третий конкурс.
Кстати, о гуляевском конкурсе вспомнили не случайно. В правительстве Тюменской области рассматривают возможность учреждения в Тюмени оперной антре-призы. Еще в июле, получив из рук губернатора знак заслуженного деятеля искусств России, дирижер филармонического оркестра «Камерата Сибири» Антон Шароев попросил Сергея Собянина поддержать проект создания тюменской оперы. На письме, в котором Шароев предлагал программу поэтапного развития оперы от антрепризы к самостоятельному театру, губернатор оставил автограф: рекомендовал главе комитета по культуре Евгению Негинскому и тюменскому мэру Владимиру Якушеву оказать содействие в реализации проекта.
Теперь, по словам Михаила Бирмана, в правительстве области обсуждаются сметы расходов, социальная значимость создания оперной антрепризы в Тюмени. «Будет ли это в следующем году, станет известно в ближайшее время», — сообщил Бирман. Но если опера — даже в формате антрепризы — весьма дорогое удовольствие, то общедоступные просветительские концерты, которые начнутся уже в октябре, будут любому по карману. За символическую цену в 15−20 рублей на ежемесячные концерты смогут попасть все желающие — так Михаил Бирман надеется ответить хотя бы на часть из тех писем, что приходят ему из организаций ветеранов, пенсионеров, инвалидов с просьбой обеспечить бесплатные концерты для социально-незащищенных граждан. Уф-ф! Кажется, никого не забыли? Впрочем, нет. Не может филармония облагодетельствовать молодых музыкантов — не так просто найти новым, пусть и талантливым коллективам нишу в экономической жизни филармонии. Требуют замены скрипки камерного оркестра. Назрела уже необходимость сменить ученический 8-регистровый орган на другой, хотя бы раза в три побольше
Но только это ведь совсем другая история.
В праздник никому не хочется говорить о печальном.