Еще до фильма "Тобол" мастер построил семиметровую лодку по старинным чертежам и прошел на ней с единомышленниками от Ивделя до Тюмени.
Кто не мечтал пройти по сибирской реке под парусом?! После фильма «Тобол» эта идея становится все более навязчивой. А почему бы и нет. Корабли из прошлого смотрелись бы особенно эффектно на Туре в День города и могли бы стать украшением любого другого праздника на набережной. Корреспондент «Вслух.ру» пообщался с тюменским мастером-кораблестроителем Алексеем Нелюбиным, под началом которого построили три судна для исторического фильма.
Мы встретились в Археологическом музее-заповеднике, где стоит 11-метровый дощаник. К сожалению, судно, рассчитанное на восемь гребцов, давно не на ходу и сейчас представляет собой памятник. Мастер же уверен: «Такие корабли и сейчас должны ходить по рекам». Алексей не удержался и лихо забрался в дощаник, нашел рулевое весло и закрепил его на корме со словами: «Так корабль лучше смотрится».
На гербе Тюмени изображен дощаник
К слову, рулевое весло довольно длинное. По словам Алексея, благодаря тому, что точка соприкосновения руля с водой находится далеко от кормы, судно становится более маневренным и легко управляется. Интересуюсь, откуда у Алексея навыки в постройке старинных судов.
"С детства увлекался плотницкими работами, отец научил, — говорит мастер. — Первый сруб для бани срубил в 14 лет. Потом студенчество, театры, гитара, как у всех нормальных людей. Окончил зооинженерный факультет, для себя изучал историю Сибири. Пришла в голову идея — почему бы не построить настоящий корабль. В средние века суда были основным средством передвижения. Даже на гербе Тюмени изображен дощаник, плоскодонное судно".
Поход на веслах по пяти рекам
Свою первую лодку Алексей изготовил в 2013 году. Делал для похода «Встреч солнцу». Это был межрегиональный поход по пути основателей Тюмени — воевод Ивана Мясного и Василия Сукина — из Ивделя до Тюмени по нескольким рекам. Общая протяженность маршрута составила 1,3 тыс. км. Отчаянные путешественники преодолели его за месяц, доказав всем, что это реально. Шли и на веслах, и под парусом, и вниз по течению, и вверх по течению. Был даже небольшой волок, когда катили лодки на катках. В походе, помимо тюменцев, были реконструкторы из Ельца, Липецка, Москвы, Подольска, археолог из Казани. Лодка Алексея выдержала переход. Впрочем, основные испытания выпали на долю людей.
«Мозоли от гребли — мелочи по сравнению с гнусом, — признается Алексей. — Да, на реке комаров нет, но полно слепней, оводов и паутов. Они тоже заедают. А на берегу тучи комаров».
В пути ели консервы, потому что на приготовление пищи не оставалось времени. Естественно, когда лодки проходили мимо деревень, путешественники оказывались в центре внимания. «Иногда нас принимали за староверов, потому что мы все были в старинных одеждах, соответствующих тому времени, — продолжает собеседник. — В одной деревне нас приняли за армян, посчитав Андреевский флаг национальным символом армянского государства. Все местные жители были положительно настроены, помогали, чем могли. Чувствовалась поддержка».
Корабельные хитрости
Освоить корабельное мастерство Алексею помог Павел Семенов, реконструктор клуба «Копье» из Ельца Липецкой области. С ним тюменец постоянно советовался. В итоге понял, что возможно все, главное двигаться в нужном направлении.
"В любом случае, пока своими руками не начнешь что-то делать, не поймешь, как это, — считает Алексей. — Крепили доски заклепками, скобами. Лучший друг кораблестроителя — это струбцины, потому что нужно много гнуть, закреплять. Струбцины делали самостоятельно. Покупать было бы дорого. Нижние доски на бортах приходилось сгибать винтом чуть ли не на 90 градусов. Чтобы они лучше гнулись, их нужно пропаривать. Нюансов очень много. В то же время в старину ГОСТов не было, каждая артель делала суда по-своему. Тем не менее, их форма у всех была примерно одинаковая. В Сибири лодки делали из ели, у нее меньше сучков, и это дерево лучше поддается обработке. На Волге суда изготовляли из осины — она лучше гнется. Лиственные породы деревьев лучше пропариваются. Мы тоже пробовали пропаривать, но не всегда на это находилось время и финансы — сразу поджимали струбцинами и конопатили щели просмоленной пеньковой веревкой. Вместо пеньки можно использовать паклю".
По словам Алексея существует и более интересный старинный вариант крепления досок к шпангоутам (поперечным ребрам судна) — с помощью корней и молодых стволов елей. Делали отверстия в досках и стягивали, потом еще вбивали клинья, так как железа было мало. Такие лодки называли шитыми. Их можно было разобрать, чтобы перевезти или перетащить на другую реку, и потом снова собрать, законопатить, просмолить.
«Любая лодка после постройки и спуска на воду может дать течь, это обычное дело, — поясняет Алексей. — Прямо на воде все щели законопачиваются. Главное, чтобы пенька или пакля были сухими. На воде дерево и пенька набухают, и все мелкие щели исчезают. Потом можно идти хоть до Оби. Дело не в лодках, а в людях. С собой в поход мы брали ремонтное оборудование и черпаки. Раньше ведь помп для откачки воды не было».
Какой-то традиции во время спуска корабля на воду и перед отплытием раньше не существовало. В старину это было обычным делом — как сесть в телегу или оседлать лошадь. «Самое главное — уйти по-тихому, безо всяких праздников, — вполне серьезно говорит Алексей. — Тогда поход будет удачным».
«Мы еще поднимем паруса»
У Алексея Нелюбина, возглавляющего общественную организацию «Сибирская вольница», полно планов. Все они так или иначе связаны с постройкой старинных кораблей и походами. Мечтает дойти по рекам до древней Мангазеи. Все упирается в деньги. «Будет финансирование, будем строить, показывать, как строим, рассказывать историю сибирского кораблестроения, историю Сибири, — говорит Алексей. — Без дела, конечно, не сидим, рассматриваем различные варианты, общаемся с заинтересованными людьми. Уверен, что над Турой и Тоболом мы снова поднимем паруса».
Фото и видео автора