Вспоминаем уникальное событие, которое музыканты-участники называют единственным и неповторимым.
Летом 1988 года в Тюмени прошел фестиваль альтернативной и леворадикальной музыки или Всесоюзный панк-фестиваль. Участники события называют его «Сибирский Вудсток». По масштабам и последствиям это было нечто грандиозное. Кому пришла идея провести фестиваль, откуда приехали участники, и почему в дальнейшем мероприятие выдохлось?
Нечто новое
В 1980-х годах в Советском Союзе начал развиваться совершенно новый для нашей страны стиль музыки — рок. Сегодня всем известны такие культовые рок-группы, как «Кино», «ДДТ» и «Аквариум». Однако это движение не ограничивалось Москвой и Ленинградом — со временем рок докатился и до Сибири. Несмотря на цензуру и давление от властей, групп становилось все больше, а панк звучал все громче.
В 1988 году, ровно 35 лет назад, на сцене ДК «Нефтяник» состоялся тюменский фестиваль альтернативной и леворадикальной музыки. Это было нечто новое для позднего Советского союза — куча молодых ребят со странными прическами и в неформальной одежде, поющие песни явно не в поддержку режима. За фестивалем закрепилось название «Сибирский Вудсток» — в честь одного из самых масштабных рок-фестивалей в мировой истории.
Тюменский фестиваль, по мнению участников, оказал не меньшее влияние на Сибирский панк, чем Вудсток на рок-музыку в свое время.
— Конечно, у нас не было 100 тысяч народа в чистом поле — вспоминает Гузель Немирова, организатор фестиваля 1988 года, — но по духу, по влиянию на людей, по примеру свободы и независимости это был именно «Сибирский Вудсток».
Варварство музыкантов из Казани
Идея провести такой фестиваль пришла участникам Тюменского рок-клуба — молодым студентам, играющим радикальную по тем временам музыку. Среди них были Роман Неумоев (группа «Инструкция по выживанию»), Юрий Шаповалов (Шапа) и Гузель Немирова, супруга поэта Мирослава Немирова, на тексты которого были написаны песни многих сибирских групп.
— Идея витала в воздухе, ведь тогда по всей стране проводились рок-фестивали. Но, как правило, более скромных масштабов, а мы были людьми амбициозными и замахнулись так замахнулись, — говорит Гузель Немирова.
Тем летом в Тюмень съехались группы и исполнители из разных городов. Из Новосибирска приехали группы «Путти» (Александр Чиркин), «БОМЖ» (Евгений Соловьев) и «Великие Октябри» (Янка Дягилева). Из Омска — «Гражданская оборона» (Егор Летов). Тюмень представляли группы «Инструкция по выживанию», «Культурная революция» и «Кооператив ништяк». Также были группы «Тина» из Казани, «Ассоциация Пых», где пела вокалистка Мария Вирха из Болгарии, и Ник Рок-н-ролл Кунцевич из Симферополя.
— Группы все были разные. Например, Яна Дягилева, которая впервые выступала на такой большой сцене, пела тихие песни под гитару. А музыканты «Тины» во время выступления начали все крушить, даже аппаратуру, и чуть не зарубили нам концерт. Такое варварство тогда воспринималось как проявление «высшего панка», — рассказывает Ник Кунцевич, участник тюменского фестиваля.
Пионерлагерь для приезжих
В фойе концертного зала «Нефтяник» и на улицах Тюмени зрителей развлекало общество «Картинники» из Свердловска. Им руководил Евгений Михайлович Малахов с псевдонимом Старик Б.У. Кашкин — панк-скоморох и мастер на все руки. Он был старше других музыкантов, уже под 50 лет. Примечательно, что по профессии он был инженером-энергетиком и даже участвовал в запуске Тюменской ТЭЦ-2.
Сегодня многие знакомы с творчеством Егора Летова и Янки Дягилевой — их песни переводят на разные языки, молодые ребята делают каверы и играют на концертах, собирая большие залы. Но в 1988 году их творческий путь только начинался. До тюменского фестиваля Егор Летов и «Гражданская оборона» выступали на большой сцене лишь один раз, в Новосибирске. А для Янки Дягилевой это выступление было первым, и публика приняла девушку на ура.
Для всех участников условия были простые — организаторы оплачивали музыкантам дорогу до Тюмени. Знакомых местные ребята подселяли к себе, а для приезжих из дальних городов арендовали целый пионерский лагерь неподалеку от Тюмени. В нем помимо выступающих разместили и гостей фестиваля. По утрам всех кормили кашей и автобусами развозили на концерты.
Тайга — и вдруг панк!
Для гостей из других городов было приятным удивлением, что организаторы позаботились не только о музыкантах, но и о зрителях. По словам участников, фестиваль сильно повлиял на Тюмень и панк-сцену.
— Город стал столицей не только сибирского, но и всесоюзного панка. Наш фестиваль был первым в своем роде, панки со всей страны очень быстро узнали о нем и вскоре начали паломничество в Тюмень. Удивление у людей вызывала и отдаленность города — где-то далеко в Сибири, в тайге, и вдруг — панк. Еще и очень яркий, с песнями, которые потом распевала вся страна, на которых выросло уже два-три поколения людей, — улыбается Гузель Немирова.
— Лично для меня тот фестиваль стал катализатором моих дальнейших рок-путешествий. Я поверил в себя, поверил, что я настоящий рок-музыкант и в том же 1988 году организовал группу «Коба». А тюменский рок-клуб тогда заявил о себе и показал, что может расширять географические границы, — вспоминает Ник Кунцевич.
Первый и единственный
Через год после первого панк-фестиваля в Тюмени провели еще один, в ДК «Железнодорожников». Однако, по словам участников, на фоне первого он не произвел впечатления — зрителей пришло немного, а выступления групп не так отложились в памяти. Да и самих коллективов было меньше — фестиваль не посетили группы «Гражданская оборона» и «Инструкция по выживанию».
А с приходом 90-х популярность панка понемногу начала спадать. Концерты теперь никто не запрещал, однако дух времени навсегда остался в прошлом, и многие песни потеряли актуальность с распадом Союза. Поэтому многие участники тех событий называют тюменский фестиваль «Первый и единственный» — ни до, ни после подобного на тюменской сцене, к сожалению, не было.
Сегодня панк-рок хоть и не самый популярный жанр музыки, но все же имеет большое количество последователей как в Тюмени, так и в других городах. Песни «Гражданской обороны» и Егора Летова, других известных исполнителей можно часто услышать на улицах, в переходах, на концертах и квартирниках. Причем играют такую музыку в основном молодые ребята.
Несмотря на появление интернета и стриминговых площадок, большинство музыкальных групп не получают большого дохода, но энтузиазма у ребят меньше не становится. Все-таки вырваться на большую сцену сегодня намного проще, чем 35 лет назад.