В начале XXI века в России в больших городах наметился тренд по переносу производственных предприятий за пределы центра.
Часть предприятий были перенесены из города в рамках новой экологической парадигмы, чтобы оградить жителей от шума и выхлопов. Некоторые заводы прекратили существование или сменили форму в условиях рыночной экономики. Об особенностях редевелопмента бывших промышленных зон в Тюмени мы говорим сегодня с известным архитектором Андреем Владимировичем Табанаковым
— Андрей Владимирович, давайте поговорим о перспективах бывших промзон с точки зрения градостроительства. Горожане обычно пристально следят за освоением таких территорий. Некоторые даже ностальгируют по заводам, хотя перенос производства из центра, прежде всего, в интересах населения. В целом, жители чаще голосуют за парки и другие общественные пространства. В больших городах любят сохранять старые здания и делать творческие кластеры или выставочные пространства в стиле лофт. Какое использование этих территорий вы считаете наиболее рациональным?
— Давайте начнем с выставочных пространств. Можно, конечно, оставить завод под креативные индустрии, как это сейчас называется. Вопрос в том, кто конкретно и для чего будет использовать эти пространства. У нас в городе нет крупных игроков в творческой сфере — киностудий, арт-дилеров. В основном эта сфера представлена фрилансерами, и они не смогут использовать эти помещения на постоянной основе. Значит, содержать это помещение должны город или регион — с пониманием того, что там делать и как выращивать самостоятельных крупные креативные бизнесы. У нас уже есть небольшие пространства для творческих проектов, я полагаю, их достаточно. Такие территории, как Винзавод, у нас просто не будут освоены.
Про парки. Тюмень остается зеленым городом, на мой взгляд. Сравните с городами Урала или с тем же Петербургом: там есть улицы без единого дерева. Зеленая зона — это не обязательно один большой парк в центре, это озеленение новых кварталов, заложенное еще на этапе проекта. В Тюмени перспектива развития парков — это облагораживание ближайших к городу лесов, как это практикуется в мире. Когда в уже существующем лесу в 5-10 км от города расчищаются дорожки, ставятся таблички и делаются зоны отдыха. У нас почти все автомобилисты, есть автобусные маршруты, и тогда люди смогут выехать в полноценный парк, подобный Гилевской роще или Затюменскому. Получается, превращение промышленных территорий в жилые кварталы сегодня вполне закономерно.
— Какие рекомендации вы бы дали девелоперам для застройки центра?
— Понятно, что если территория находится в городе, особенно в центре, предполагается, что застройщик позаботится и об общественных пространствах — благоустройство территории не только для жителей, пешеходные зоны, новые места для малого бизнеса.
Что касается именно промышленных территорий, я считаю, что нужно с уважением относиться к наследию, особенно если учесть, что многие жители района реально работали на этих заводах. Что я имею в виду: как вариант, можно сохранить какие-то небольшие постройки в первозданном виде и сделать там, например, музей завода. Если нет возможности оставить строения, организуйте музей хотя бы в соседском центре. Когда у людей, тех же пенсионеров завода, будет возможность туда приходить, встречаться там со знакомыми, негатива к застройщикам будет меньше. Да и в принципе, сносить все, как будто ничего и не было — это стирать историю города и разрушать его лицо.
Еще одна рекомендация, актуальная для Тюмени — расставлять акценты с точки зрения ландшафта. У нас плоский рельеф, поэтому хорошо выглядят кварталы с переменной высотностью, а не массив домов, который сливается с местностью.
— Можете назвать удачные, на ваш взгляд, примеры редевелопмента промзон — и у нас, и за пределами Тюмени.
— В Тюмени я слежу за двумя такими проектами. Мне нравится Речпорт «Брусники» — они стараются как раз сохранить более или менее облик порта, вроде бы у них будет музей, останутся исторические постройки. Интересно, как будет выглядеть в итоге Авторский квартал Машаров на Республики — Профсоюзной и дальше к «Гудвину» — это территория в самом центре, и там спроектировано общественное пространство. Застройщик также не забыл об истории места — и имя квартала, и улица Н. Машарова, и стилистика зданий с намеком на индустриальный стиль. Слышал, у них даже сделают на бульваре реконструкцию старых подъездных ж/д путей с ретро-вагонеткой.
Из ближайших не тюменских приглянулся «Форум Сити» в Екатеринбурге — я неплохо знаю город. Он, правда, строится на месте центрального рынка, а не завода — и у нас тоже стоит вопрос по сносу рынков старого формата. Проект делали голландцы, они хотят создать целый квартал европейском стиле.
Из известных международных проектов — целый район Хафенсити в Гамбурге на месте крупного порта. У них тоже люди возмущались, что будут строить дома и бизнес-центры, а не общественное пространство. В итоге все довольны, туда приезжают толпы туристов. Район действительно получился очень красивый, функциональный и разнообразный — довольны и жильцы (там очень дорогое престижное жилье), и все остальные.
Фото: "Вслух.ру"