Поразительная лень, безразличие и халатность собственников жилья - ключ к скорейшему обогащению управляющих компаний.
В авторской колонке журналист Штефан Шолпан рассуждает, кто виноват, если в многоквартирниках возникают коммунальные проблемы, и почему жильцам плевать на общее имущество дома.
Состояние системы жилищно-коммунального хозяйства вызывает у граждан возмущение уже не первое десятилетие. За это время произошла реформа, в результате которой советские ЖЭКи, как, собственно, и СССР, были выброшены на свалку истории, а на их смену пришли новые формы управления: управляющие компании, товарищества собственников жилья, товарищества собственников недвижимости и непосредственная форма. Последняя допускается к применению только в тех домах, где количество квартир не превышает тридцати, и заключается в том, что собственники управляют своим домом сами.
Однако в глобальном смысле улучшений качества жизни в многоквартирных домах и общежитиях не наступило. Почему?
О городских проблемах в сфере жилищно-коммунального хозяйства я пишу вот уже восемнадцатый год. Протекающие крыши, исписанные стены подъездов, «убитые» лифты, мусоропроводы, полные крыс, и прочие «прелести» отечественного быта… В нашем обществе принято винить во всём коммунальщиков. Дескать работают безобразно — и только.
Но нет, изначально проблема заключается вовсе не в них, потому что они всего лишь исполнители, а заказчиками являются собственники жилых и коммерческих помещений. Да-да, это мы сами и наши соседи. Однако вместо того чтобы направлять и контролировать работу обслуживающих организаций, мы пустили весь процесс на самотёк. Поэтому и бардак в домах.
Дело в том, что в Жилищном кодексе РСФСР было написано, что для обслуживания жилищного фонда предназначены жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭО), в чьи обязанности входит содержание государственного и ведомственного жилья в приличном виде. От жильцов требовалось соблюдать правила приличия, не портить общедомовое имущество и не нарушать прав соседей. Здесь всё понятно.
В наше время действует Жилищный кодекс РФ, имеющий существенные отличия от своего предшественника. Например, с началом приватизации и развитием демократии постепенно были введены такие понятия как «управляющая компания» и «товарищество собственников жилья», а несколько лет назад добавили ещё и «товарищество собственников недвижимости». Как говорится — выбирай, что душе угодно, и, казалось бы, живи себе в коммунальном комфорте, но нет его, комфорта этого.
Вместо него мы наблюдаем всё тот же разбой, что и прежде, и конца-края ему не видно. Виним, разумеется, в этом кого угодно, но только не себя. При том что это раньше жильё принадлежало государству и его техническое состояние, соответственно, было головной болью именно государства, но теперь-то мы приватизировали свои квадратные метры, не так ли? Значит, мы и есть хозяева. Значит, нам и следить за порядком в доме.
Удивительно, но собственники квартир в домах и комнат в общежитиях не могут осознать, что это — их имущество, и что никакая наёмная управляющая компания никогда не будет следить за их домом как за собственным!
Вот, например, житель частного дома прекрасно понимает, что его дом — это не только радость, но и забота. И как рачительный хозяин он, конечно, вовремя предпринимает меры по ремонту и соблюдает чистоту.
Купить квартиру в гадюшнике
А среднестатистический житель многоквартирного дома мыслит по-другому, ошибочно, думая, что его имущество ограничивается лишь дверью квартиры. Но это не так! Случай из моей практики: лет семь назад делал репортаж из общежития на Республики, 212. Молодая семья купила там «квартиру», слепленную из нескольких отдельных комнат, на девятом этаже, за миллион рублей.
Через несколько месяцев после того как супруги заселились, из строя вышел лифт. Только тогда они узнали, насколько противно и страшно находиться в их подъезде: гнилые исписанные стены, жуткая вонь из мусоропровода, тёмные этажные площадки…
Когда я задал вопрос главе семьи, чем он думал, когда покупал эту рухлядь, ответ убил: «Так я же не смотрел на подъезд — зачем он мне? Главное, что квартира понравилась и теперь она моя». То есть непосредственно «квартира», значит, ваша, а подъезд, лифт и мусоропровод — дядины что ли?
Когда выяснилось, что поломка лифта оказалась серьёзной и её устранение может занять не одну неделю, мужчина вздохнул: «И ведь не продашь её теперь». Зачем продавать, если ему всё понравилось, незадачливый собственник объяснить затруднился.
Не в комнаты течет — и ладно
Другой пример: общежитие ТЭЦ-1, расположенное на Одесской, 20, о котором я писал год назад. Кирпичная пятиэтажка постройки конца 1960-х. Картина изумительная: на первом этаже текущие трубы, разбитые почтовые ящики, на этажных площадках вырваны электрические розетки, из-за чего провода торчат в разные стороны, в туалете под подоконником здоровенная дыра, через которую запросто можно разглядеть стоящие во дворе автомобили! Вы представляете себе пользование таким туалетом? Я — нет.
На одном из этажей в моечной, рассчитанной на две раковины, вода из крана течёт тонкой струйкой не в канализацию, а прямо на пол, потому что слив работает только под одной из моек. Кран не закрывается. Жители этого этажа говорят, что такая ситуация имеет место быть уже несколько недель, потому что они, видите ли, не могут добиться от своей управляющей компании визита сантехника. «Не в комнаты течёт — и ладно», — говорят мне.
Колоритные мойки на Одесской, 20
Вы что, серьёзно? А у самих рук нет, чтобы перекрыть трубу? Сами относятся к собственному имуществу так, будто оно чужое, а потом виноваты все вокруг, но только не они сами. Потом ещё и жаловаться будут на то, что от сырости в доме завелись полчища уховёрток, слизней, клопов и прочей гадости! Ну и плесени, конечно, куда ж без неё.
«Степа, разберись»
В жилых многоквартирных домах чаще всего дела обстоят тоже не намного лучше. Взять, к примеру, мой: уже как минимум год пропадает горячая вода. Это не зависит ни от времени суток, ни от температуры воздуха на улице. Когда всё это начиналось, я списал инцидент на разовый сбой, потому что ситуация возникала изредка и совсем ненадолго.
Зато теперь в дневное время вода может остыть на целый день. Пару недель назад мне приходилось три (!) раза набирать ванну и спускать, чтобы помыться: открываешь кран с горячей водой, щупаешь — горячая. Через пять минут проверяешь — температура воды уже не горячая, а либо комнатная, либо и вовсе холодная. В большинстве квартир дома установлены индивидуальные счётчики на воду (в том числе и у меня), и им безразлично при подсчёте — горячая вода идёт или холодная.
Проблема по всему дому, все жалуются. Думаете, кто-то из моих соседей начал задавать вопросы управляющей компании? Нет, конечно! Все мне выговаривают: «Стёпа, разберись». Я тут один что ли живу? Вот чего не могу понять.
Я-то разберусь, а вы почему сидите тихо, если вам что-то не нравится? Когда задаю этот вопрос, в ответ слышу миллион отговорок: «я занят на работе», «я не знаю, куда звонить» (в каждом подъезде на стенде написано, куда обращаться, если возникают проблемы), «я в этом не разбираюсь, а ты умный» и так далее.
Если люди не понимают, что жить в таких условиях — это себя не уважать, то что тут должна сделать обслуживающая организация? Правильно: ничего. Вывод получается совершенно неутешительный: поразительная лень, безразличие и халатность собственников жилья — это ключ к скорейшему беспроблемному обогащению управляющих компаний. Именно поэтому они ведут себя настолько нагло, будто являются владельцами нашей недвижимости. Мы их сами распустили, иными-то словами говоря.
Если в доме беспорядок, значит, это хозяин неряха, и пока он не захочет взять решение проблем в свои руки, обслуга работать так, как это положено, не будет. И ножками топать при таком положении вещей бесполезно.
Фото автора