В конфликте разбирался корреспондент "Вслух.ру".
В редакцию «Вслух.ру» с жалобой на «беспредел» в гаражном кооперативе «Мотор-15» обратилась тюменка Дарья Луцкевич. По ее словам, она является предпринимателем, купила большой гараж в этом кооперативе под склад, чтобы потом сдать его в аренду. Начала разбираться в финансовых делах правления и тут же попала под пресс, обвиняет председателя гаражного кооператива в репрессиях. Говорит, что в такой же ситуации находятся и другие члены кооператива, которые задавали председателю кооператива неудобные вопросы. И сейчас якобы их гаражи угрожают снести. В свою очередь, председатель утверждает, что налицо передергивание фактов, а воду мутят «провокаторы».
На встрече с корреспондентом «Вслух.ру» присутствовали трое: Дарья Луцкевич и еще два человека из этого же гаражного кооператива — Антон и Денис. Антон говорит, что им не предоставляются квитанции об оплате членских взносов, отчетность в правлении не ведется, делают только записи в членских книжках.
«В течение 15 лет я не видел, чтобы правление отчитывалось о финансовой деятельности перед членами кооператива, — отмечает Антон. — Нам не предоставляют информацию, на что расходуются средства. Насколько я помню, последнее собрание проводилось в 2013 году. После того как мы начали задавать вопросы, правление кооператива стало обрезать нам электричество, подавать в суд по необоснованным причинам, ограничивать въезд в кооператив».
«У меня один гараж был в собственности у родителей, они его переписали на меня, — поясняет Денис. — Потом я купил второй гараж, никакие документы при продаже мне не дали, только членскую книжку завели и все. В 2015 году решил строиться, объединил гаражи. Председатель все видел, но ничего не говорил, а в последний год начал подавать на меня заявления в суд, требовать, чтобы я восстановил стены и крышу».
«Не пускали на территорию»
Если Антон и Денис старожилы в кооперативе, то Дарья стала собственником гаража в «Моторе-15» два года назад.
«В апреле 2019 года приехала за тем, чтобы получить документы на оплату взносов за гараж и попросила у председателя смету, — говорит Дарья. — Я хочу понимать, за что плачу, на какие цели идут мои деньги. От оплаты не отказывалась. Председатель заявил, что не предоставит мне документы, у меня есть этому письменные подтверждения. Более того, председатель запретил мне въезд на территорию кооператива. И с апреля по ноябрь 2020 года я не имела возможности пользоваться гаражом и даже заезжать сюда. Арбитражный суд Тюменской области вынес решение о признании действий председателя гаражного кооператива незаконными. Суд обязал обеспечить мне беспрепятственный доступ в кооператив».
Ежегодный взнос за стандартный гараж площадью 18 кв. метров кв в ГК «Мотор-15» составляет около 5 тысяч рублей. Собеседники считают, что это много.
Дарья уверяет, что в кооперативе творится беззаконие: собрания не проводятся, председатель ни перед кем не отчитывается, деньги уходят непонятно куда. Обращались с заявлениями в следственный комитет, прокуратуру, полицию. В возбуждении уголовного дела им было отказано за отсутствием состава преступления.
«За последние годы устав гаражного кооператива менялся несколько раз, — поясняет Дарья. — Мы подали иск, чтобы обжаловать и другие положения устава, которые ущемляют права членов кооператива».
«Проверял следственный комитет»
Вместе с Дарьей и Денисом мы зашли к председателю гаражного кооператива «Мотор-15» Сергею Турухину. В ответ на претензии о том, что в кооперативе не проводятся собрания, Сергей Иннокентьевич достал увесистую пачку заполненных бюллетеней. Говорит, что каждый бюллетень можно проверить: есть фамилии и контакты всех, кто голосовал.
«Меня следственный комитет в прошлом году проверял несколько месяцев по такой же жалобе, все документы пересмотрели, не выявили никаких нарушений, — заверяет Турухин. — Собрания проходят каждый год. При голосовании все получают копии устава. Собрания проходят в заочной форме, постоянно даем объявления, большинство членов гаражного кооператива участвует в жизни общества, а необоснованной критикой занимается небольшая группа лиц. Эти люди не платят членские взносы, пишут жалобы во все инстанции, подают исковые заявления, не дают нам нормально работать, мы вынуждены нести юридические расходы, чтобы защищаться в судах. Я их считаю подстрекателями и провокаторами».
По словам председателя кооператива, никакими репрессиями они не занимаются, проблема в незаконных перепланировках. Собственники покупают по несколько гаражей, убирают внутренние стены. Перекрытия в таких гаражах могут рухнуть. Кроме того, самовольно возводят новые стены, устраивают лавиноопасные крыши. Сергей Турухин представил несколько архивных фотографий, где обрушились плиты перекрытия. Заодно наглядно показал, как выглядел гаражный кооператив в начале двухтысячных. «Мотор-15» располагается в карьере, и его постоянно топило. Эту проблему удалось решить.
Мы попросили председателя кооператива предоставить смету за прошлый год. Он пояснил, что этого документа у него нет на руках, может предоставить его по письменному запросу от члена кооператива. Денис тут же передал председателю письмо.
Через несколько дней мы еще раз связались с Дарьей. Она сообщила, что председатель кооператива отказался представить Денису смету расходов. В качестве подтверждения отправила ответ Сергея Турухина. Значит, все-таки опасения «оппозиции» не напрасны?
«Составили запрос так, чтобы получить отказ»
Еще раз обращаюсь к председателю кооператива, мол, как же так, обещали ведь представить смету! Сразу возникает вопрос, есть ли она вообще? Оказалось, что есть и смета, и ответы на все вопросы группы хорошо известных председателю людей. Просто при первой встрече момент для общения был неподходящий. Тогда весь разговор в правлении Дарья снимала на видео и в тот же день подала очередное заявление в суд. А запрос на предоставление сметы изначально был составлен таким образом, чтобы получить отказ. В этом уверен Сергей Турухин.
«Почему-то автор письма, который является членом кооператива попросил отправить смету не ему, а Дарье Луцкевич, — говорит председатель кооператива. — Она является собственником гаража, но не членом кооператива. Поэтому мы были вынуждены отказать».
Разберется суд
Кто прав, кто виноват в споре между несколькими владельцами гаражей (под обращением в редакцию «Вслух.ру» подписались 8 человек) и председателем кооператива, разберется суд. Мы же изложим обе точки зрения. У нас есть письмо в редакцию от группы недовольных деятельностью председателя и правления кооператива и самого председателя. Дадим им слово.
Позиция недовольных
Цитата из письма в редакцию: «Председатель кооператива совместно с членами правления не только всячески ущемляют и нарушают права владельцев гаражей, но более того, имеются основания полагать, что производится нецелевое расходование (на личные нужды председателя и членов правления) собираемых с владельцев гаражей денег:
— ежегодные отчетные собрания не проводятся,
— членам кооператива не предоставляется финансовое обоснование размеров членских взносов,
— не предоставляется информация о размере собранных и израсходованных денежных средств, не предоставляется информация о том, куда потрачены собранные средства,
— не предоставляются никакие документы, в том числе протоколы об утверждении членских взносов,
— денежные средства (членские и иные взносы) принимаются председателем правления либо казначеем наличными без предоставления каких-либо документов, подтверждающих внесение средств,
— вопрос об избрании председателя правления на общее собрание членов кооператива не выносился. Председатель правления был избран неизвестными лицами (данные участников в протоколе не указаны). При том, что в кооперативе более 2000 гаражей, в собрании принимали участие всего 64 человека…", и так далее.
Комментарий Сергея Турухина
«Если читать, не вникая, действительно выглядит все плохо, на самом деле это передергивание фактов. Когда Дарье Луцкевич удобно, она ссылается на закон «О кооперации в СССР» от 1988 года. Какое он имеет отношение к современной действительности? Законы СССР были отменены в 1991 году. С 2013 по 2017 годы согласно положению Устава гаражного кооператива в собраниях принимали участие выборщики. Это доверенные лица членов кооператива. Некоторые люди начали возмущаться, и мы внесли изменения в Устав, стали проводить общие собрания. Голосование проводится в заочной форме, потому что всех собрать нереально. Все собрания и голосования проходят согласно действующего законодательства, есть подтверждающие документы.
Смета составляется каждый год, ни у кого в кооперативе вопросов не возникает, за исключением небольшой группы лиц. Жалобы пишут одни и те же люди. Все необходимые документы мы предоставляем всем членам кооператива (смета была представлена корреспонденту «Вслух.ру», а также протокол заочного голосования, акт ревизионной комиссии, датированные 2020 годом).
Претензии по поводу того, что мы принимаем только наличные, да еще без предоставления каких-либо документов, необоснованны. У нас есть расчетный счет, предоставляем его каждому члену кооператива для перечисления средств. Наличные принимаем лишь в исключительных случаях.
Внимательно прочитайте фразу из письма в вашу редакцию: «Вопрос об избрании председателя правления на общее собрание членов кооператива не выносился». Я не председатель правления, я председатель кооператива. Это большая разница — председателя правления выбирает правление, а председателя кооператива — общее собрание. Меня обвиняют в том, что у меня нет полномочий. Как же я тогда распоряжаюсь банковскими счетами, отчитываюсь в налоговой? Мои полномочия были утверждены общим собранием и действительны в течение шести лет. По истечение этого срока будет проведено новое собрание, на котором поставят вопрос об избрании председателя.
Меня еще обвиняют в том, что я якобы единолично принимаю решения об исключении членов кооператива. Это тоже передергивание фактов: если человек продает свой гараж и обращается с письменным заявлением об исключении его из членов кооператива, незачем проводить общее собрание. Если же мы кого-то исключаем за долги и другие нарушения Устава, такие решения принимаются исключительно общим собранием на голосовании. В бюллетени для голосования вы могли видеть фамилии кандидатов на исключение. По ним принимали решение все члены кооператива".
Фото автора