В целом, ажиотажа нет, призналась наша собеседница.
25 июля 2025 года Совет директоров Банка России снизил ключевую ставку до 18% годовых. Это решение было принято на фоне более быстрого, чем ожидалось, снижения инфляционного давления. Изменение монетарной политики уже начало влиять на финансовые рынки, включая сектор недвижимости.
Чтобы понять, как новое значение ключевой ставки отразилось на рынке жилья в регионах, мы обратились к эксперту — риелтору Ольге Загуменновой, работающей на тюменском рынке недвижимости. В интервью она рассказала о динамике спроса, изменениях в ипотечном кредитовании и ожиданиях игроков рынка.
— Ольга, как рынок недвижимости Тюмени отреагировал на изменение ключевой ставки ЦБ?
— Рынок слегка оживился, есть потенциальные покупатели, которые звонят и просят сделать подборку предложений в определенном ценовом сегменте. Планируют вытащить деньги с депозита и вложить в недвижимость — сейчас уже держать деньги в банке не так выгодно.
Ситуация с ипотекой тоже изменилась. К примеру, Сбер сейчас выдает ипотеку под 19,9%, а не под 30, как было ранее, и это уже значительно веселее.
В целом, ажиотажа нет, но определенное оживление ощущается.
— Каковы актуальные условия семейной ипотеки: проценты, плюсы, минусы, подводные камни?
— На сегодняшний день банки предлагают по семейной ипотеке просто отличные условия — есть ставки 2,2%, 3,5%, и многие семьи с детьми до шести лет включительно действительно активизировались и берут ипотеку. Застройщики, в свою очередь, торопятся больше продать до изменения условий, которое ожидается 6 августа. Планируется, что в некоторых банках будет 30% первоначальный взнос по семейной ипотеке, в то время как люди и 20% с трудом собирают.
Есть еще такой момент: семья, например, ждет ребенка, взяли у застройщика рассрочку на полгода, а теперь вынуждены будут отказаться от покупки, поскольку 30% первоначального взноса, которые потребуют банки как порог вхождения в семейную ипотеку, просто не наберут. Если, конечно, застройщики что-нибудь не придумают — им терять клиентов тоже невыгодно.
— Оправдались ли надежды риелторов на оживление рынка?
— Раньше, конечно, когда ипотечные ставки были 10-13%, было лучше, чем теперь. Но я лично глобальных изменений не заметила — объемы продаж существенно не изменились, главное — правильно выявить потребности клиентов.
Чаще всего люди улучшают жилищные условия, и делают они это внутри одного рынка. То есть, если поднялись цены на вторичку, то имеющееся жилье они тоже продадут дороже, чем ранее.
Другое дело — когда люди продавали лишнее, чтобы положить деньги на вклад. А ставка упала, значит, и класть на депозиты теперь будут менее охотно.
— Каков усредненный портрет нынешнего покупателя недвижимости?
— Это человек с наличными деньгами. За август мы с клиентами прибегли к помощи банка всего четыре раза — две семьи покупали квартиру по семейной ипотеке, другие две — немного добирали ипотекой, поскольку не хватало. Отдельной строкой — участники СВО. Государство выплачивает им деньги, они покупают квартиры, и таких клиентов немало. Квартиры их интересуют преимущественно двухкомнатные.
— Кстати, когда говорят «наличные», представляются пачки купюр, перетянутые резинками. Но вы, наверное, имеете в виду переводы со счета?
— Конечно. Наличными уже практически никто не рассчитывается. 1990-е ушли в прошлое и, надеюсь, безвозвратно. Деньги передаются только через счет либо банковскую ячейку.
Фото: Вслух.ру
