Dipol FM | 105,6 fm

Премьера «Ухо Ван Гога» в ТБДТ - результат чистой импровизации в отсутствии сюжета

Режиссер Роман Габриа об эксперименте в ТБДТ.

Сцена «Молодость» на пятом этаже Тюменского драматического театра началась не толькос постановки «Ухо Ван Гога», премьера которого состоялась 28 апреля, но и с созданных по мотивам его картин изображений, украсивших стены и, как ни странно, потолок нового пространства. Их создали ученики и преподаватели детской школы искусств при институте культуры. А еще с импровизированного ликбеза по поводу экспериментального театра, который причинил первым зрителям спектакля режиссер Роман Габриа.

Премьера «Ухо Ван Гога» в ТБДТ - результат чистой импровизации в отсутствии сюжета

«То, что вы увидите, — в чистом виде эксперимент, и для меня, в первую очередь, — сгущал краски режиссер. — Поэтому я решил, что нужно немного поговорить об экспериментальном театре, о том, что это такое».

Наверное, отдельным направлением экспериментальной работы на новой площадке стоит назначить встречи зрителей с режиссерами. Роман Габриа, например, уверен, что это необходимо, чтобы делать творческий поиск более понятным и близким зрителям, чтобы они не растерялись от неожиданности. И потом, наблюдать за «театром одного актера» еще до начала спектакля — отдельное удовольствие. Роман в своей характерной манере тормошил собравшихся прямыми вопросами, смешил и вообще провоцировал на самые разные реакции.

Он подробно объяснил, что, в его представлении, стоит ждать от театрального эксперимента. И начал издалека.

«Мы привыкли к театру Станиславского, где исполнитель — личность. Но тот тоже был экспериментатором. И как-то пригласил к себе в театр английского режиссера Гордона Крэга, известного своей концепцией актера-марионетки, как бы лишенного индивидуальности в принципе. Крэг приехал, занимался с русскими артистами. У них ничего не получилось. Он плюнул и уехал к себе в Англию. К чему я это говорю? Экспериментальный театр не всегда уживается с русским психологическим театром. Они пытаются затронуть разные струны. Если русский театр литературоцентричен и следовательно сюжетен, то экспериментальный театр как раз отказывается от линейности сюжета и нацелен показать чувственные миры — страхи, сны, тревоги. А поскольку это невозможно высказать словами, сюжет не нужен».

Премьера «Ухо Ван Гога» в ТБДТ - результат чистой импровизации в отсутствии сюжета

Это было в начале XX века. А в его конце польский режиссер Ежи Гротовски, к слову, в 1960-х учившийся в ГИТИСе, разочаровавшись в традиционном социальном театре, пытался создать собственную систему передачи другой реальности через актерские техники, через отказ актеров от себя.

Еще один яркий экспериментатор — французский режиссер и теоретик театра Антонен Арто.

«Арто доводил себя до сумасшествия, чтобы в этом состоянии писать, играть на сцене, сниматься в фильмах. Он создал „театр жестокости“. Больше теоретический, потому что на практике не каждый способен этим театром заниматься, — рассказал Роман. — Под жестокостью здесь понимается скорее некая философия, чем бытовая жестокость. Например, человек погружен в непримиримый конфликт с окружающим миром — с воздухом, запахом, с этим пространством, со светом. И против всего он борется, таким образом создавая свой субъективный остаточный эффект реальности».

Приведя еще ряд примеров существующих театральных экспериментов и необычных постановок, как раз на практике Арто режиссер заострил внимание. По представлениям француза, именно сумасшедший человек способен быть настоящим художником, потому что он вне социальных установок, ограничений и рамок. И это подтверждает случай Ван Гога. Поскольку это художник из художников.

«Что мы знаем о Ван Гоге? Ухо отрезал? Не совсем ухо? Не ухо, а мочку? Не отрезал ничего вообще? Ведь это же все мифы, проверить которые практически невозможно, — сказал Роман Габриа. — Вполне возможно, что даже его переписка с братом Тэо не существовала. Но это то, на чем строится наше представление об этом человеке. Документального Ван Гога, собственно говоря, не существует. Он остался в переработанной им самим реальности своих картин».

Фото со страницы ТБДТ во ВКонтактеФото со страницы ТБДТ во ВКонтакте

Каким же мог быть экспериментальный спектакль о таком человеке? По словам режиссера, никакого сюжета из биографии художника он извлечь не смог, поэтому решил выразить свое впечатление о Ван Гоге в процессе репетиций.

«В чем была экспериментальность нашего процесса? Обычно когда ставишь пьесу, ты даешь артисту план, как будешь конструировать спектакль. Делаешь режиссерский разбор и все, чему учит нас наше ремесло. А здесь я сказал артисту: „Я не готовлюсь к репетициям вообще, вы не готовитесь к репетициям вообще“. Все, что увидят зрители, мы рождали интуитивно, непосредственно во время столкновения друг с другом, взяв переписку Винсента с братом Тэо, надергав оттуда слов, обрывков фраз, перемешав и бросив на сцену», — рассказал Габриа.

Исполнителю роли художника Александру Тихонову тоже пришлось непросто. И не только потому, что он как артист был поставлен в необычные условия. Так, в постановке он из кареглазого брюнета становится голубоглазым рыжим.

«Я уговаривал артиста участвовать в эксперименте очень постепенно, очень аккуратно, — улыбается режиссер. — Я говорил: «А давайте вот тут чуть-чуть наклеим? — «Нет, не надо». — «А давайте линзы поставим, и у вас будут глаза не ваши карие, а синие?» — «Зачем линзы, у меня все нормально…» — «Ну давайте попробуем?» И так, потихонечку, он полностью изменил внешность».

Роман Габриа говорит, что театр, который они в итоге попытались сделать, находится не в воображении режиссера, а в сознании зрителя. К тому же экспериментальная сцена действительно может продвигать артиста в каком-то поиске себя нового, какого он иначе не откроет. «Но не ругайте нас сильно, — попросил он. — Если не понравится, можете встать и уйти. Но это попытка сделать что-то за пределами привычного, чтобы на эту сцену приходили те зрители, у которых есть потребность продвигаться куда-то дальше в практике зрительского театра. И тем более интересно, как будет строиться дальше наш диалог».

Премьера «Ухо Ван Гога» в ТБДТ - результат чистой импровизации в отсутствии сюжета

Время от времени, проверяя силу контакта со слушателями, Роман, смеясь, спрашивал у присутствующих: «Понятно, о чем я говорю? Хоть что-то?» Публика охотно веселилась в ответ и уверяла, что «что-то — понятно». А напоследок он дал две «отмычки» к постановке: картины Ван Гога «Стул» и «Вороны» (это последняя работа художника).

Напомним, на новой площадке Тюменского драмтеатра планируются не только эксперименты, но и показ имеющихся камерных постановок, таких как «Крейцерова соната» и «Анна Франк». Там же могут найти воплощение поиски участников творческой лаборатории, проводящейся в театре. Ждут заявок и от режиссеров, готовых пойти на риск. Но до конца этого театрального сезона на сцене «Молодость» останется только «Ухо Ван Гога». Мест в зале всего 82, вы знаете, что делать.

Премьера «Ухо Ван Гога» в ТБДТ - результат чистой импровизации в отсутствии сюжета

Фото: Татьяны Панкиной

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Тюмени скончался заслуженный врач РФ Сергей Ярцев
В Тюмени скончался заслуженный врач РФ Сергей Ярцев
Прощание состоится 2 декабря в тюменском крематории.
#некролог
#врач
#новости Тюмени
#тк
В Большом Сорокино тушили пожар в частном доме
В Большом Сорокино тушили пожар в частном доме
Причину ЧП выясняют.
#МЧС
#пожар
#ЧП
#Сорокинский округ
#Тюменская область
#тк
В Ялуторовске простятся с замкомвзвода Алексеем Ульяновым, погибшим на СВО
В Ялуторовске простятся с замкомвзвода Алексеем Ульяновым, погибшим на СВО
Выпускник нефтегазового университета ранее работал в РЖД.
#некролог
#утраты
#СВО
#военнослужащие
#прощание
#Ялуторовск
#Тюменская область
#тк
Новый утильсбор, миграционная политика и ответственность за преступления против страны: что меняется с 1 декабря 2025
Новый утильсбор, миграционная политика и ответственность за преступления против страны: что меняется с 1 декабря 2025
Главные законодательные изменения декабря – в нашем материале.
#новости России
#законодательство
#изменения
#декабрь
#тк
В школах Тюмени и еще десяти муниципалитетов началось дистанционное обучение
В школах Тюмени и еще десяти муниципалитетов началось дистанционное обучение
Профилактическая мера будет действовать две недели.
#обучение
#образование
#школы
#дистанционное обучение
#здоровье
#Тюмень
#Тюменская область
#новости Тюмени
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять