«Спектакль — это канат, по которому идут артисты. Всегда есть шанс соскользнуть».
Такими словами накануне напутствовал первых зрителей на сдаче заключительной в этом сезоне премьеры «Дневник моей мамы» (12+) директор театра «Ангажемент» Денис Юдин. И попросил поддержать непростую постановку.
Действительно, просмотр потребовал усилий. Однако не всегда из-за глубокой социальной драмы матери-одиночки, героически ведущей бесконечные «военные действия» против системы в защиту сына с тяжелой формой ДЦП. А порой из-за трудных поисков не шаблонных, не спекулятивных выразительных средств для этой истории. Тем большую ценность представляют эти поиски сами по себе. По сути, мы предпринимаем их, когда встречаем на улице ребенка на инвалидной коляске — слишком широко улыбаемся или прячем глаза, и часто то и другое невпопад.
Авторы постановки — новички, а спектакль — уже с историей. «Дневник…» поставлен по эскизу, представленному в рамках прошлогодней режиссерской лаборатории «12+». Причем, режиссер Анна Лифиренко, решив придать документальности выбранной теме, дополнительно обратилась к тюменскому школьнику Ярославу Алтухову, который не понаслышке знает о трудностях, с которыми сталкивается главный герой — мальчик Лёвка. Мама Ярослава идею поддержала. С 13-летним школьником театральная труппа познакомилась через Центр комплексной реабилитации «Родник», куда подросток приезжал поправить здоровье.
Исполнитель главной роли Петр Палатов в спектакле по сути играет две роли. Первую — условно идеального подростка, отзывчивого, наивного, порывистого, свободного и чувствительного. Вторую — подростка, запертого в своем неидеальном, неподатливом теле, которому трудно буквально все, поэтому любое движение для него — подвиг. Такое наложение образов один на другой создает удивительный стереоэффект.
Его лучший и единственный друг — мама, которую сыграла Елена Юдина, прошла путь от умницы и красавицы, перед которой были открыты все пути в жизни, через отчаявшуюся и сомневающуюся жертву обстоятельств к героине, которая возродилась из холодного пепла сомнений и неудач.
Эта обычная женщина в спортивном костюме приняла судьбоносное решение в кабинете врача-циника. Поколебавшись несколько страшных мгновений, она отказалась отказываться от сына. И по мысли авторов, не оставила себе выбора, кроме как справляться, побеждать, принимать — судьбу и потом нежданную доброту мира, которая явилась к ним в дом в образе юной волонтерки Влады в легкомысленных крылышках. Хочется верить, что другого финала действительно не бывает в той мере, в какой это зависит от нас всех вместе взятых.
При этом постановка словно настаивает на идеальных героях, проходящих идеальное испытание духа. Они сталкиваются с хрестоматийным равнодушием медработников, неосознанной жестокостью самых близких людей, непобедимыми ограничениями быта по отношению к тем, кому вместо нескольких десятков ступенек жизненно необходимы лифт и пандус. Но, кажется, здесь не хватает деталей, которые из идеальных героев помогут сделать настоящих и живых, на чем так настаивают исполнители.
Условность — театральную и идейную — усугубляет прием с обезличенными декорациями, которые благодаря видеопроекции на удивление ловко принимают вид то медицинского кабинета, то скромной квартиры, то аэропорта. При этом заметное количество времени посвящено тому, чтобы участники спектакля переставили элементы декорации в новом порядке. Поскольку чаще всего это происходит в тишине, теряется напряжение и динамика предыдущих сцен. Однако за счет тех же самых элементов в какой-то момент постановщикам удается волшебной силой театра перенести нас в сияющий огнями многоэтажек город, а в другой момент — эффектно нарушить пространственные законы.
Вопросы, которые задает спектакль, лежат на поверхности. Например, а я замечаю, что некоторым вокруг приходится прикладывать неизмеримо большие усилия, чтобы жить самой обычной жизнью? И что я могу сделать, чтобы это изменить? И ответы тоже предельно ясны. Их даже не нужно проговаривать. Остается пожелать новому спектаклю, чтобы все удачные решения срослись, спаялись, уравновесились. И артистам этого спектакля легко будет идти по канату. Особенно с поддержкой своих зрителей, которые уже на сдаче дважды вызывали их на бис.
Премьерные показы пройдут сегодня и завтра, 10 и 11 июля. А следующие — только в сентябре.
Фото: Вслух.ру

