Экспозиция начинает ряд вернисажей к юбилею Тюменской области.
В отражение целой эпохи становления Тюменской области в ее юбилейный год можно вглядеться с сегодняшнего дня в Музейном комплексе им. Словцова. Там открывается выставка «Шруб/Овчаров. Эпоха и личность» (0+).
Экспозиция, включающая около ста произведений тюменских мастеров, а также ряд скульптурных портретов этого времени, будет работать в просторном выставочном пространстве на пятом этаже музейного комплекса до 7 июля.
По словам директора департамента культуры Тюменской области Елены Майер, представившей выставку, в ней уместилось несколько больших тем. Во-первых, тема семьи и семейных ценностей. В год, объявленный президентом России Владимиром Путиным Годом семьи, это особенно актуально. Так, в череду эпичных портретов тружеников, защитников родины и нефтяников искусно вплетены трогательные домашние детские и женские образы, семейные портреты.
Фактически центральной темой экспозиции стала военная. Это и большие полотна, посвященные подвигу солдата, и портреты фронтовиков — молодых мужчин, на груди которых блестят награды.
Еще одна тема, отраженная на выставке, — освоение Севера. «Для молодежи это прямо новая страница на карте их открытий, — заметила Елена Майер. — Они видят благополучную сегодняшнюю Тюменскую область и не знают, как все начиналось. А ведь это наша история. Поэтому очень важно, что на выставку можно пройти по Пушкинской карте».
И, наконец, большой раздел выставки посвящен портретам. Это отражено и в названии — «Эпоха и личность». «В фокусе внимания люди цельные, сильные, целеустремленные. Именно такими людьми всегда гордился наш регион. Человек, вышедший из Тюменской области, — это бренд», — подчеркнула директор департамента культуры.
Личными воспоминаниями о художниках, с которыми был знаком лично, поделился Народный художник РФ, председатель регионального отделения Союза художников России Александр Новиков.
«Например, Остап Павлович Шруб начинал в Тобольске. И, как рассказывали художники Бочанов, Токарев, письма ему в те времена отправляли с адресом: Тобольск, Кремль, Шрубу, — и доходили! Это была очень известная личность. А еще он был мощным, интересным оратором. Тогда выставки обсуждались, и все ждали его выступление», — рассказал Александр Сергеевич. А затем признался, что у Виктора Петровича Овчарова ему посчастливилось учиться больше трех лет.
«Если мы выезжали на пленэр, то он ехал с нами и писал с нами. Если писали натуру, и он писал. Это была мощная школа», — отметил Новик. И добавил, что оба мастера очень поддерживали молодых авторов.
Главный эпитет при обсуждения впечатлений от выставки — «мощный». Это и центральная смысловая точки экспозиции «Священные камни Севастополя» Остапа Шруба. И совсем иная по звучанию, но не менее пронзительная работа Виктора Овчарова «Хлеборобы». И еще четыре зала полотен, живописных и графических, громких экспрессивных, которые, кажется, кричат со стен, и тихих лиричных, к чьему голосу нужно прислушаться.
Большая часть представленных полотен — из тюменских фондов. Горожане их видели на выставках неоднократно. Однако в этот раз представленные работы тюменских художников высочайшего уровня представлены в тандеме, который взаимно усиливает производимое впечатление. Это дает возможность увидеть их по-новому. Несколько полотен доставлены из Тобольска. К примеру, удивительный портрет режиссера Бычкова кисти Шруба или работа на северную тему «В поселке Мирном». Представлены и картины, которые лишь недавно пополнили музейную коллекцию.
«Только вдвоем — эти мастера выставляются впервые. И благодаря этому контрасту получился удивительный эффект, — отмечает экскурсовод Ольга Аверина. — На одну и ту же эпоху с их помощью зрителю удастся посмотреть с двух разных точек зрения. Со стороны лирика Овчарова, и со стороны сурового воина, ветерана Великой Отечественной Шруба».
Она отметила, что в экспозиции полотна постарались расположить так, чтобы они были локализованы, однако могли перекликаться друг с другом.
Идея — показывать больше тюменских авторов — носилась в воздухе. И благодаря усилиям музейного объединения она наконец была реализована. По словам представителей музейного сообщества, это может стать традицией.
Фото: Вслух.ру