Любите ли вы Крапивина так, как любим его мы?
День города не был бы полноценным праздником без воспоминаний о Владиславе Крапивине, одном из литературных символов Тюмени. Сегодня в сквере его имени проходят конкурсы и мастер-классы, посвященные творчеству Командора. Поучаствовал в них и корреспондент «Вслуха».
«Хоот Векки» — так на языке крапивинских миров звучит пожелание доброго пути. Так называется и сам фестиваль. Хоот Векки… При входе в сквер гостей сразу встречают первые символы крапивиниады — моряки. Юноша и девушка, наряженные в костюмы матросов, улыбаются посетителям и предлагают сфотографироваться на память. Идея снимка прекрасна, тем более, мы выряжены в family look — одежду одного стиля и похожих цветов.
Интересуюсь, любят ли они творчество Крапивина. Молодой человек застенчиво смотрит в сторону. Мол, люблю, но не так чтобы очень знаком. Вообще вопрос «Любите ли вы книги Крапивина» стал моим основным на этом празднике.
Вдоль аллей стоят в ряд несколько столов. Здесь стартуют мастер-классы. На первый взгляд, особого отношения к творчеству Владислава Петровича у них нет: собирать из пазлов картины мировых художников и лепить из пластилина насекомых, конечно, интересно, но при чем тут Командор?
— А почему лепят именно жуков? — интересуюсь у одного из ведущих.
— Ну как, лето же! Лето, много жуков вокруг, — выкручивается он.
— К Крапивину это какое-то отношение имеет?
— А что, Крапивин не любил лето? — наигранно возмущается ведущий.
— А вы любите его творчество?
— Ну… Читали кое-что, конечно…
Как оказалось, если нужна именно крапивиниада, то лучше пройти в другой конец сквера. Здесь за аналогичные столами проходит уже морской интерактив. Потому что лето Крапивин, конечно, любил, но море вроде как вообще обожал.
За первым столом можно раскрасить в любые цвета вырезанные из фанеры яхточки-магнитики. Довольно прикольно — раскрашиваешь, как нравится, потом вешаешь на холодильник. И вот, кусочек атмосферы миров Владислава Петровича у тебя уже почти в столь же важном месте, как и сердце.
На втором столе вяжут морские узлы. Конечно, архисложные замучаешься учиться, но вот простенькие и в то же время надежные — почему бы нет? В конце концов, у каждого из нас постоянно случаются ситуации, где пригодился бы морской узел… Ну или почти постоянно… Ну или… В общем, это интересно? Интересно. Ну и все. Вяжем.
В ходе работы, конечно, разговариваем о Крапивине. Оказывается, в библиотеке на Харьковской уже давно открыт зал, посвященный его творчеству. Одно время рассматривался вопрос о переносе туда экспозиции «Славка с улицы Герцена» из Литературно-краеведческого центра на Первомайской, однако, к счастью, от идеи отказались. Таким образом память о Владиславе Петровиче не сконцентрирована в паре мест, а пропитывает весь город. Как большой поклонник его литературы, не могу не одобрить.
К слову, девушка из библиотечной системы, которая учила меня вязать узлы, Крапивина тоже любит, многое читала.
А в это время на импровизированной сцене в центре сквера проходят выступления. Сперва юный поэт прочитал Колыбельную. Это стихотворение написал сам Командор. Одно из многих… Мальчика сменили музыкальные тюменские коллективы. Были и конкурсы: ведущая задавала вопросы о жизни Владислава Петровича, зрители наперебой выкрикивали ответы. Викторина серьезная, на кону спонсорские призы: кружка, которую можно раскрашивать карандашами, карандаши, которыми можно раскрашивать кружку, и сумка-шопер, которую можно раскрашивать хоть зубной пастой.
После викторины место на сцене занял режиссер Дмитрий Колобов. Он снимает документальное кино по Крапивину. В настоящее время съемочная бригада проводит сбор средств на завершение съемок. Поучаствовать может каждый желающий. Надо просто зайти на краудфандинговую платформу «Планета» и пожертвовать на съемку любую сумму. Сейчас уже набрано почти 600 тысяч, это минимальный порог.
— В процессе работы ты, наверное, проникся духом Крапивина?
— Да ты знаешь, я и так был проникнут им. Я ведь, как все мальчишки, рос на книгах Владислава Петровича. Понятно, что с возрастом читаешь меньше, выбираешь другие вещи, но свой след Крапивин у меня несомненно в душе и сердце оставил. Это великий писатель, без малого.
— Много Крапивина в твоей жизни сейчас?
— Достаточно много. Это и работа над самим фильмом, конечно, и работа с архивами. Например, мы недавно нашли старое интервью аж 1987 года. Что примечательно, те мысли, которые озвучивал Владислав Петрович, актуальны до сих пор. Человек понимал эту жизнь. Ну и вдобавок всякие мероприятия проходят в его честь. Сегодня вот был забег в экопарке «Затюменский» имени Крапивина. Так что да, его много. Сейчас вот буду сорок минут рассказывать о работе над картиной со сцены.
— Название фильма уже есть?
— Ну пока рабочее. Хотели назвать «Каравелла Крапивина», но это не раскрывало полностью суть. Думали над «Славкой с улицы Герцена» — но тут пересечение с авторскими правами. Я предложил название «Слава». Это слово ведь не только имя означает. Как мне кажется, очень метко. А вообще время подумать еще есть.
В видеоролике использована музыка группы «Фалькор», в которой играл и пел Алексей Владиславович Крапивин. Песня — «Скворушка семидесятых»
Ночь бросает звезды на пески, поднятые сохнут якоря. Спи, пока не гаснут маяки. Спи, пока не ветренна земля… Спят большие птицы средь лиан, спят моржи в домах из синих льдин, солнце спать ушло за океан, только ты не спишь не спишь один… Светит море, светят огоньки, затихает сонная волна. Спи, пока не гаснут маяки… Спи, и пусть не дрогнет тишина…
Фото: Вслух.ру