Идея показать в Тобольске именно эту оперу появилась в конце прошлого года.
Вечером 2 июля над старым Тобольском и древним Иртышом раздавалось «Славься, славься ты, Русь моя!». Это строчки из знаменитого финального хора оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя», прозвучавшей в заключительный день XIII музыкального фестиваля «Лето в Тобольском кремле». И, наверное, главным итогом вечера стоит назвать то, что зрители, вышедшие из оперного зала под открытым небом и естественным образом двинувшиеся вокруг Софийского двора смотреть на невероятный закат и открывающийся сверху вид, то и дело напевали их. Надо сказать, под стенами кремля это звучало довольно уместно.
Первыми зрителями специально созданной для фестиваля постановки с участием солистов Новосибирского академического театра оперы и балета (НОВАТ), Тюменского филармонического оркестра и хоровой капеллы стали более трех тысяч человек. Столько вмещала огороженная у стен кремля площадка. Мало того, к финальному хору «Славься!» присоединились и другие участники фестиваля. Но поскольку строчки эти так или иначе знакомы всем, фактически к хору присоединились и зрители. Как вам хор в исполнении почти четырех тысяч человек? Хотя перепеть главных героев вечера — солистов НОВАТа — конечно, не смогли.
По словам организаторов фестиваля, предложение показать в Тобольске именно эту оперу появилось в конце прошлого года. Не было известно, снимут ли к лету действовавшие антиковидные ограничения, то есть будет ли возможно показать оперу на большую аудиторию. Но рискнули. Центральная идея фестиваля — роль масштабных личностей в истории государства и нашего региона. Поэтому пели, показывали и читали о Сусанине (опера, Тобольск), Чайковском (спектакль-концерт, Тобольск), декабристах и Екатерине Великой (мюзиклы, Тюмень).
По словам директора департамента культуры Тюменской области Елены Майер, раньше на фестивале всегда выступали прославленные гости — Дмитрий Хворостовский, солисты Мариинского театра, звезды оперы. «Но мы почувствовали в себе силы, нам захотелось сделать свой эксклюзивный продукт. Очень важно получить обратную связь от наших зрителей, но у нас уже есть определенная уверенность, что все получилось», — сказала она.
«Обычной» постановки оперы оказалось мало. Пришла идея сделать оперу-лекцию, где происходящее на сцене сопровождалось справочной информацией, касающейся событий начала XVII века. Кроме того, зрители увидели и сказочную русскую природу, запечатленную на картинах художников, и знаменитый памятник Минину и Пожарскому, причем как тот, что все привыкли видеть в Москве, в качестве иллюстрации, так и в исполнении актеров, задрапированных в блестящие, имитирующие яркую медь, костюмы, и справочные сведения о культуре того времени. «Это наш русский культурный код, который сейчас нужно как никогда ценить и защищать», — поделился Вячеслав Стародубцев, главный режиссер Новосибирского академического театра оперы и балета, постановщик оперы «Жизнь за царя» в Тобольске.
По словам Елены Майер, обсуждение итогов фестиваля еще идет, но большое желание показать эту оперу и жителям Тюмени уже есть. «Если этот культурный продукт может иметь продолжение, то он будет его иметь», — добавила Елена Владимировна. По ее словам, постановку оперы в Тюмени могут показать в более привычной форме — на сцене филармонии или ДК «Нефтяник».
Кроме того, предстоит обсудить и то, как гости фестиваля приняли новый расширенный формат, нужно ли искать другой. Любители «Лета в Тобольском кремле» узнают о результатах обсуждения примерно через год, ближе к следующему фестиваля. В том, что он состоится, сомнений в словах организаторов не прозвучало. При этом глава областного департамента культуры отметила: «Мы верим, что русская культура имеет огромное значение, и безусловно будем и дальше формировать наши программы с таким подходом». Поэтому в целом направление тоже известно.
К финальному событию этого фестиваля в Тобольске шла большая подготовительная работа музыкальных коллективов по отдельности под руководством постановщика и дирижера. Она длилась минимум полгода. На одной площадке музыканты сошлись непосредственно перед фестивалем и репетировали в темпе вальса — за три дня.
«Конечно, любой фестиваль — это достаточно сложная работа для музыкантов, в какие-то моменты даже экстремальная, — соглашается главный дирижер филармонического оркестра Алексей Карабанов. — Но такова наша работа и наша жизнь, и в этом нет ничего особенного. Мы всегда готовы, как юные пионеры, выступать и радовать публику. Это наше призвание, наша миссия, если хотите».
Он добавил, что отдельно хотелось бы сказать о музыке Глинки: «Для нашей музыки это то же, что Пушкин для литературы. Мне кажется, пришла пока исполнять эту музыку как можно чаще, изучать в школах, потому что люди мало, плохо знают ее, а такая музыка как кислород — очищает, вдохновляет и радует. Можно и плакать, и веселиться, и все что хотите».
С ним согласен Вячеслав Стародубцев: «Вы знаете, в музыке чувствуется божественное начало. Она может воздействовать на каждого из нас, вне зависимости от национальности, вероисповедания, профессии. Музыка очищает, окрыляет, дает надежду, которая нам сейчас очень нужна. И важно, что она звучит в этих намоленных стенах».
Гость из Новосибирска пошел дальше и заявил, что Тобольск вполне может стать российским Зальцбургом: «Я влюблен и в Тюмень, и в Тобольск. Мне кажется, что Тобольск на один день может превратиться в город XVII века, куда будут стремиться за русской культурой, за русской классической музыкой. Думаю, эту мысль можно развивать и дальше. Однако большая несправедливость, что в регионе нет ни музыкального, ни оперного театра».
Всего, по словам Елены Майер, на XIII фестивале «Лето в Тобольском кремле», продлившемся в этот раз с 23 июня по 2 июля, побывали более 10 тысяч зрителей. Она и Вячеслав Стародубцев практически в один голос сказали, что 13 — счастливое число, и этот фестиваль, проведенный с большим размахом, может дать новый импульс для развития формата, поиска новых форм общения с музыкой. Так, фестиваль, идущий с перерывами с 2006 года, оказывается как будто на новом старте.
А будущим зрителям фестиваля нужно твердо помнить — музыка музыкой, а вот к чему нужно быть стопроцентно готовыми, так это к капризам тобольской погоды. За время «Лета…» древний город поливало холодными дождями и сдувало пронизывающими ветрами, а в финале успело припечь солнышком и потерзать мошками. Хотя, справедливости ради, к середине двухчасового действа высокое тобольское небо услужливо затянуло жаркий закат причудливыми муаровыми облаками, позволив, наконец, полностью сосредоточиться на героике прошлого.