Премьера продлится три дня, с 15 по 17 ноября.
Сколько б веков ни минуло со времен трагической смерти английской и шотландской королевы Марии, мы по-прежнему хотим если не разобраться в происшедшем, то представить свою версию событий. С очередной тюменцы познакомятся сегодня, 15 ноября. Премьера «Две королевы» по известной пьесе Фридриха Шиллера «Мария Стюарт» в постановке Анны Горушкиной (Москва) пройдет в Тюменском драматическом театре.
Мрачное и пустое пространство, металл, ржавчина, звуки капающей воды. Две королевы, одна на хромоногом, теряющем опору троне, другая во прахе, кажется, одинаково несчастны. Вокруг них угнетающим хороводом кружат лицемеры-мужчины. А история вершит себя сама, помешать ей вершительницы судеб не в силах.
У режиссера Анны Горушкиной женщины — Елизавета (Марина Карцева) и Мария (Эвилина Ризепова) — балансируют меж двух пороков. Это гордыня и отчаяние. Под взглядами ко всему притерпевшихся приближенных они мечутся, словно в бреду, от надежды к полному опустошению и обратно. Наблюдать за этим тем сложнее, чем отчетливее становится тотальное равнодушие к этим мукам всех окружающих их царедворцев, от велеречивого посла до сомнительных спасителей. Кажется, искренности героини ждут и дожидаются только друг от друга.
Тотальную безысходность художник Евгения Шутина заполировала глухим контуром железного занавеса, блокирующим избранницу и изгнанницу в доставшихся им от насмешницы-судьбы клетках.
Удивительным образом в этом пространстве тотальной трагедии у постановщиков находится место площадному юмору. За него ответственны Игорь Баркарь (Мортимер) и Николай Аузин (Лестер). И медальон прекрасной пленницы, выуженный из крайне потаенного места, добавляет фарса и фальши изображаемым мужчинами чувствам.
Кульминационная сцена — казнь королевы Марии — становится яркой вспышкой цвета и света в прямом смысле этого слова. Истинно королевская стать и величавость, кажется, были воплощены только в этой женщине. История в очередной раз просчиталась. Или нет? В любом случае, оставшись наедине с призраком, другая королева все плотнее погружается в тень самой себя, надевшей белую маску и рыжий почти клоунский парик.
Монохромная, выдержанная в строгой малофигурности, нагруженная пафосом постановка в нарочито огромных декорациях в какой-то момент кажется очень компактной и плоской, как театр теней. Но тем объемнее на этом не отвлекающем от главного фоне выглядят фигуры Елизаветы и Марии. Какой отклик они найдут у вас? Проверьте в дни премьеры, которые продлятся до воскресенья, 17 ноября.
Возрастное ограничение 16+.
Напомним, королевская тема в драматическом театре представлена ярко и полно. От недавней премьеры «Королева красоты» по Макдонаху в постановке любимца местной публики Александра Баргмана до нахально-современного «Ричарда III» режиссера Глеба Черепанова и новогоднего семейного мюзикла «Снежная королева».
Фото: ТБДТ в ВК