Законопроект об иностранных инвестициях значится в плане работы Госдумы на следующую неделю. Профильный комитет по строительству и земельным отношениям уже дал добро на его принятие во втором чтении. Впрочем, не исключено, что в ближайшие дни комитету придется еще раз собраться на заседание: в документе остались неучтенными интересы «Газпрома» и Минсвязи. В первом чтении депутаты приняли законопроект в сентябре прошлого года. С тех пор он застрял на согласовании ведомств и администрации президента. Итогом консультаций стало не только увеличение числа стратегических отраслей, ограниченных для иностранцев, но и расширение возможностей ФСБ по проверке подозрительных сделок с участием зарубежных инвесторов. Изначально депутаты собирались расставить препоны на пути иностранных компаний в 39 стратегических отраслях. По большей части речь шла о ВПК и ТЭК. Без благословения властей иностранцы, к примеру, не могли приложить руку к разведке и добыче полезных ископаемых на участках недр федерального значения. Речь идет о месторождениях нефти, объем запасов которых превышает 70 млн тонн, газа — свыше 50 млрд кубометров, меди — более 500 тыс. тонн, золота — свыше 50 тонн и т. д. Поразмыслив, законодатели согласились расширить «стоп-лист» до 43 пунктов, включив в него вылов рыбы, издательскую и полиграфическую деятельность, телевидение и радиовещание, а также естественные монополии и доминирующие компании в области связи, включая интернет-провайдеров, сообщает ИА «Росбалт».Последняя версия законопроекта прямо обязывает иностранных инвесторов согласовывать с уполномоченным органом и получать разрешение правительственной комиссии на сделки по приобретению более 50% акций стратегического предприятия или более 25%, если покупателем является иностранная госкомпания. Если предприятие разрабатывает стратегическое месторождение, то ограничения жестче — согласованию подлежит приобретение более 10% акций или более 5%, если покупателем является госкомпания. Госкомпаниям запрещено контролировать более 50% стратегического предприятия или более 10% стратегического недропользователя. В последней редакции законопроекта изменился предмет регулирования. Если в ходе первого чтения речь шла о приобретении контрольного пакета акций, то теперь — об установлении контроля над компанией из «стратегического» списка. Изменилось и данное в законе определение «контроля». Раньше под ним подразумевалось распоряжение более чем 50% от общего количества голосующих акций, теперь же — более 10%. В законе прямо указывается, что иностранный инвестор обязан предоставлять в уполномоченный орган информацию о приобретении более 5% акций стратегического предприятия. Если «факт установления заявителем контроля над стратегическим хозяйственным обществом не является очевидным, заявитель, намеревающийся совершить сделку, вправе направить в уполномоченный орган запрос о необходимости согласования», — говорится в проекте. Если же сделка совершается без разрешения, инвестор теряет право голосовать акциями, сохраняя право на дивиденды. Изменилось и определение «иностранных инвесторов» — теперь под него подпадают и российские предприятия, находящиеся под контролем иностранных инвесторов. Расширенное толкование этой нормы позволяет отнести к иностранным инвесторам все российские компании, доля иностранного капитала в которых превышает 10%, пишет Коммерсантъ.
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в
Telegram и самое полезное в
Vk.