К такому решению пришли во время обсуждения вопросов малого инновационного бизнеса.
Каждое предприятие, и производственное, и из сферы услуг, занимается инновационной деятельностью в формате решения ежедневных задач. К такому мнению пришли участники круглого стола по актуальным вопросам малого инновационного бизнеса. Модератор встречи Антон Язовских отмечает, что инновации — это не только легендарные личности, такие как Стив Джобс или Никола Тесла.
«Сегодня инновации — это ежедневное улучшение производственных процессов и работы с клиентами. Это не штрихи, а рутинная работа, которая ложится в основу тренда и формирует лидерство тех или иных стран», — сказал на встрече Антон Язовских.
Основной момент, с которого начинается любая инновационная деятельность, сосредоточен не в голове бизнесмена, а зависит от клиента. О том, каким образом перевести запрос клиента в инновационную разработку целого предприятия, и говорили на встрече.
Александр Телесов, директор предприятия «Тюменьэковата», взяв финскую технологию и значительно ее переработав, смог построить 50 заводов в России по производству уникального утеплителя — эковаты экстра. Провала выручки компании в кризисные времена он избежал, благодаря переориентации работы на поставку материала с юридических лиц на физических. По мнению руководителя компании, главное — уверенность в качестве и в своем продукте.
Работа с запросами клиентов легла в основу развития компании «Медель Групп» Ирины Ачинович. Открыв в 2005 году линию по производству корпусной мебели и выполнив первые заказы по поставке продукции в детские сады, Ирина поняла, что часть материала не востребована в производстве. Излишки она предложила коллегам. Неготовность работать напрямую с индивидуальными заказами привела к возможности сотрудничества под одним брендом с другими производствами. Кризис 2008 и 20 014 годов повлиял на загруженность производственных станков. Выходом стала сдача в аренду части оборудования. А впоследствии появилось и складское помещение, в котором хранится продукция сразу нескольких компаний.
«Мы всегда работали с запросом клиента, именно это наше главное отличие, которое и способствовало развитию», — отметила Ирина Федоровна.
Если в случае с компанией Ирины Ачинович политика развития строится на практике и опыте работы с клиентами, то молодые предприятия и стартапы сталкиваются с другими проблемами. По мнению Андрея Лозицкого, генерального директора ГК «ТюмБИТ», существует недоговоренность между инициаторами стартапа, отсутствуют правила урегулирования конфликтов, выхода из проекта и разделения интеллектуальной собственности.
По мнению модератора круглого стола, всего этого избежала компания «НИИ экологии и рационального использования природных ресурсов» Юлии Денеко, которая за четыре года перешла из сегмента малого бизнеса в крупный. На сегодняшний день предприятие переработало 3 млн кубометров отходов, оставленных нефтяными компаниями после разработки месторождений. При этом, стремительному росту сопутствовал ряд проблем. Среди основных: отсутствие порядка в документообороте, постоянные проверки контролирующих органов, текучка кадров и плохой микроклимат внутри коллектива.
«В какой-то момент стало понятно, что систему нужно полностью менять. Сегодня для нас главное — это культурная работа с коллегами, клиентами и подрядчиками», — говорит директор.
Решением вопросов при работе с инновационным бизнесом занимается несколько тюменских компаний. Месяц назад появилась еще одна — региональный центр инжиниринга.
Сегодня средний возраст крупного предприятия в мире, который определяют судьбу отрасли, 64 года. В Европе эта цифра достигает 90 лет. Если брать российский показатель, то он установлен на отметке в 23 года. В сравнении с мировой практикой эти компании слишком молоды, считает Антон Язовских. А за молодостью определенно стоит и незрелая система управления и менеджмента. При этом, возраст европейских организаций в сегменте микро- и малого бизнеса составляет 12 лет. «В России до этих лет доживают не все компании. Порог в три года существования преодолевает лишь 3% современных предприятий. И если бизнесу не хватает компетенций, культуры ведения дела, персонала, а где-то и финансов, то как раз система региональных центров инжиниринга будет полезна».
Таким образом, компании могут получить доступ к более высокой культуре управления и взаимодействия с клиентами, резюмировали участники круглого стола.