Правительство придумало новую обязанность для юристов — сообщать обо всех подозрительных сделках их клиентов «финансовой разведке». Документ, регламентирующий порядок передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу «адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг», уже утвержден премьером Фрадковым.
Это постановление заработает в полную силу на следующей неделе. Как пишет «Время новости», на первых порах юристам придется перестраховываться и весьма подробно информировать власти о деятельности своих клиентов — ведь отныне они обязаны сообщать в ФСФМ о сделках, которые даже гипотетически «могут быть осуществлены в целях легализации».
Согласно закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в перечень подозрительных финансовых операций может попасть практически любая сделка — от купли-продажи недвижимости до регистрации компаний. Заподозрив хоть что-то неладное, юрист должен буквально на следующий же день сообщить ФСФМ о клиенте, виде операции, дате ее совершения, сумме и обстоятельствах, «послуживших основанием полагать, что операция (сделка) клиента осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».
В то же время некоторые юристы со стажем уже проявили свои профессиональные навыки и нашли способы вежливо отказаться от навязываемого властями сотрудничества. Так, нотариусы утверждают, что сегодня им и без того нечасто доводится удостоверять крупные сделки. А адвокаты и вовсе хотят освободиться от роли информаторов. «В законе „О противодействии легализации“ сказано, что требования информировать „не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства РФ о соблюдении адвокатской тайны“, — заявил партнер московской коллегии адвокатов „ФБК-право“ Юрий Воробьев. — Так что формально адвокат может уведомлять ФСФМ только о тех клиентах, с которыми он отказался сотрудничать». Кроме того, доказать, что эксперт знал или мог знать о том, что принимает участие в незаконной сделке, не так уж просто.
Сложнее придется бухгалтерам и частным юристам, и не исключено, что часть их клиентов теперь предпочтет перекочевать к адвокатам, прогнозирует издание.