Департамент развития ЖКХ Югры готов внести на майское заседание Думы комплексную программу развития и модернизации отрасли. Документ предусматривает существенную корректировку отношений производителя, поставщика и потребителя коммунальных услуг. В частности, планируется переход на так называемый «двуставочный тариф», по которому стоимость производства и стоимость доставки будут разделены, — сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе губернатора Югры.
«Двуставочный тариф давно применяется в энергетике. Нужно разделить понятия стоимости производства услуги и стоимость доставки услуги. Разделим — будет прозрачность и четкая видимость затрат, потерь. У нас у многих сотовые телефоны и мы, как клиенты сотовой компании можем выбирать тариф. Вот что-то подобное должно появиться и в отрасли жилищно-коммунальных услуг для населения», — пояснил директор Департамента развития жилищно-коммунального комплекса ХМАО Геннадий Зверев.
По его словам, предстоит очень серьезная работа по институциональному преобразованию отрасли, главным образом — в муниципальных образованиях. «У нас зачастую смешаны понятия госрегулирования и хозяйствующих субъектов. То есть, Служба „заказчика“ выполняет одновременно функции бизнеса и госрегулирования, что абсолютно недопустимо, — считает глава департамента. — Роль заказчика должна исполнять структура муниципальной администрации, либо отдельно выделенное учреждение. Они должны определять качество услуги, ее минимальный размер, регулировать тарифы и формировать муниципальный заказ на тот или иной вид услуг. А функции бизнеса должно исполнять предприятие, которое управляет жилищным фондом и заключают договоры на коммунальные услуги. Но мы не добьемся эффекта, если не заставим наших жителей самих управлять своей собственностью. Сегодня более 60% жилфонда находится в частной собственности, а управляет этой собственностью муниципалитет. Также в Программе будут определены договорные отношения по местам общего пользования — подъезды, подвалы, чердаки».
Цель Программы — сделать ЖКХ самодостаточной отраслью, привлечь внебюджетные инвестиции, дать возможность потребителю платить за ту услугу, которую он фактически получает, а не за какие-то мнимые нормативы. «В действительности сегодняшние коммунальные нормативы во многом и намного завышены, — отметил Геннадий Зверев. — Все это приводит к парадоксальным ситуациям: дом оснащен приборами учета, а взимание платы идет по нормативам, потому что в муниципалитете не разработаны взаимоотношения с потребителем».
В настоящее время уровень оплаты услуг ЖКХ по округу установлен в размере 90%. Только жители Мегиона 100-процентно платят за «коммуналку». В целом, население Югры в большинстве своем исправно платит за потребляемые услуги. Собираемость платежей за услуги ЖКХ в округе — от 85% до 92%. Задолженность населения на 1 января составила 3 млрд 235 млн рублей. По мнению Геннадия Зверева, «полностью искоренить долги не удастся, так как порядка 2% жителей -„принципиальные“ неплательщики, которые не будут платить ни при каких обстоятельствах».
Отметим, что в ХМАО реализуются три программы жилищно-коммунальной отрасли: «Обеспечение населения качественной питьевой водой», «Модернизации объектов теплоснабжения» и «Газификация». За 2003 год в их рамках освоено 2,5 млрд 400 млн рублей. Из 1,5 млн жителей автономного округа 98% обеспечены водоснабжением, но при этом вода соответствует ГОСТу в Сургуте и Когалыме. Услугами канализации пользуется 89% населения, централизованным теплоснабжением — 91%.