25 апреля в управлении эксплуатации и ремонта автомобилей (УЭРА), подразделении дирекции по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ», был выпущен 5-тысячный «ВАЗ-21 045» — модель с дизельным двигателем.
Производство дизельных «четверок» началось в 1998 году, когда была выпущена первая опытно-промышленная партия из пятидесяти автомобилей. Создание малолитражки «ВАЗ» с дизельным двигателем велось совместно с предприятием «БарнаулТрансМаш». Разработку конструкции осуществляли вазовские специалисты, а в Барнауле происходила сборка двигателей.
Изначально появление отечественного дизельного легкового автомобиля на российском рынке было положительно воспринято автомобилистами. Об этом свидетельствует динамика спроса: в 1999 году было изготовлено немногим более 200 машин, в 2000 году — 1200 автомобилей, в 2001 году — 1500, в 2002 — 1910. Стабильный рост спроса обусловлен несомненными преимуществами дизельных моторов: удельный расход топлива «ВАЗ-21 045» составляет 5−6 литров дизельного топлива, стоимость которого существенно ниже бензина. Кроме этого, дизельный двигатель лучше бензинового с точки зрения экологической безопасности.
География реализации этих автомобилей достаточно широка и не ограничивается только Россией. Специалисты УЭРА уверенно говорят о присутствии «ВАЗ-21 045» в Казахстане, Узбекистане, Латвии. По словам директора УЭРА Николая Ершова, наибольшим спросом дизельные «четверки» пользуются в Сибири, Зауралье. Ежемесячные заказы на этот автомобиль превышают предложение. На 2003 год рассматривается возможность выпуска уже 4 тысяч автомобилей «ВАЗ-21 045».
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-центре ОАО «АВТОВАЗ», сейчас автомобили оснащаются двигателем 1,5 литра. В то же время продолжаются испытания и доводка еще одной дизельной версии — «ВАЗ-21 048» с двигателем объемом 1,8 литра производства «БарнаулТрансМаш». Как сказал директор программы развития двигателей Дирекции по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» Михаил Коржов, автомобили «ВАЗ-21 048» начнут выпускаться с начала 2005 года.