Dipol FM | 105,6 fm
97.81
102.13

Вставать с коленей и стучаться во все двери

Износ основных фондов, усиление налогового давления, неадекватная таможенная политика и ряд других факторов не позволяют тюменским машиностроителям чувствовать себя конкурентоспособными по сравнению не только с зарубежными компаниями, но и с предприятиями из соседних регионов.

Очередная конференция областной ассоциации машиностроителей прошла на заводе «Нефтемаш». Все, о чем на ней говорилось, так или иначе связано с главной проблемой отечественной, в том числе тюменской, промышленности: конкурентоспособностью.

Факторы торможения

Износ основных фондов, усиление налогового давления, неадекватная таможенная политика и ряд других факторов не позволяют тюменским машиностроителям чувствовать себя конкурентоспособными по сравнению не только с зарубежными компаниями, но и с предприятиями из соседних регионов. Это отметил, в частности, президент ассоциации, генеральный директор «Тюменских моторостроителей» Виктор Кульчихин.

В области есть сильные предприятия, выпускающие качественную продукцию, сформирован грамотный директорский корпус, управленческое звено, однако не хватает квалифицированных рабочих. Другая сторона «медали» — использование инновационного потенциала, который, по словам Кульчихина, пока что слабо сориентирован на отраслевые проблемы, да и стимулов для использования инноваций явно не хватает.

Необходимость ускоренного обновления основных фондов подчеркнул генеральный директор Тюменского завода медоборудования и инструментов Геннадий Торопов. Источником средств, отметил он, может быть только прибыль, следовательно, необходимо освобождать от налогообложения ту ее часть, которая идет на перевооружение производства.

Требует решения вопрос о земельном налоге, который в Тюмени в нынешнем году увеличен, по словам Торопова, вдвое. Руководитель завода медоборудования отметил и недобросовестное поведение иностранных предприятий. Так, одна китайская фирма «протащила» на российский рынок несколько десятков изделий, подобных тем, что производит завод, но они не соответствуют никаким стандартам. Теперь тюменцы проводят их испытания, чтобы доказать это федеральным властям.

Генеральный директор завода «ГРОМ» Александр Федин обратил внимание на проблему тендеров, заявив, что их организаторы порой «практически ставят на колени» машиностроителей. Торги выигрывают малоизвестные фирмы, которые затем покупают оборудование на тюменских же предприятиях, но по более низким ценам. Заказчики — нефтяные компании — требуют высокого качества по низкой цене, но это невозможно, отметил Федин. Он упомянул также высокие процентные ставки и длительную процедуру оформления кредитов.

Серьезной проблемой являются взаимоотношения с газоснабжающими организациями, которые штрафуют потребителей как за «перебор», так и за «недобор» заявленных объемов. Особенно остро это почувствовалось нынешней зимой, когда из-за суровых морозов предприятия были вынуждены резко увеличить энергопотребление.

Генеральный директор завода «Сибнефтегазмаш» Юрий Дудоев добавил, что тюменские предприятия оказываются неконкурентоспособными в том числе и из-за высокой (по сравнению с другими регионами) заработной платы, которая непосредственно влияет на себестоимость продукции. В ряде случаев выручает возмещение нефтяникам из областного бюджета 8% стоимости заказанного у тюменцев оборудования, но этой меры недостаточно. По мнению Дудоева, властным структурам надо активнее использовать административные рычаги и уделять больше внимания машиностроению.
И все же определенные успехи у тюменских машиностроителей есть. Предприятия, входящие в ассоциацию (их 24), в 2005 году произвели товарной продукции на 6,3 млрд рублей, что на 19% превышает показатель 2004 года. Доля предприятий ассоциации в общем объеме производства обрабатывающей промышленности области составила 19,5%, удельный вес по численности работающих — 24,5%. Наиболее значительно увеличили производство заводы «Нефтемаш», «Тюменьремдормаш», «Сиббурмаш», Тюменский приборостроительный, Тюменский судостроительно-судоремонтный, Ишимский машиностроительный, Заводоуковский машиностроительный заводы.
В то же время снизился объем производства на заводе медоборудования и инструментов, станкостроительном и электромеханическом заводах, БКУ, заводе «Электрон». Общая численность работающих на предприятиях, входящих в ассоциацию, уменьшилась до 10,8 тыс. человек.
Среднемесячная зарплата на предприятиях, входящих в ассоциацию, составила от 4,5 тыс. рублей до 19,4 тыс. рублей. Самой низкой она была на заводах «Ялуторовскавторемонт», «Тюменгазстроймаш», «Строймаш», Тюменском судостроительно-судоремонтном и Тюменском машиностроительном (от 4,5 тыс. до 5,7 тыс. руб.). Наиболее высокой — в ИПФ «Сибнефтеавтоматика» (19,4 тыс. руб.), на заводах № 26 (15,8 тыс. руб.), «Нефтемаш» (13,9 тыс. руб.), «Сибнефтемаш» (13,1 тыс. руб.), «Тюменьремдормаш» (12,4 тыс. руб.).

Тепло, но мало

Губернатор Владимир Якушев, участвовавший в конференции, ознакомил машиностроителей с некоторыми показателями социально-экономического развития региона. В частности, инвестиции в основной капитал в 2005 году составили 44 млрд рублей, в том числе 11,5 млрд — за счет бюджета. В 2004 году общий объем инвестиций составлял 26,1 млрд руб., бюджетных — 7,5 млрд. Такая динамика, по словам губернатора, свидетельствует о том, что инвестиционный климат в области теплеет, однако сами цифры малы. Вложения должны вырасти минимум в 10 раз, тогда можно будет говорить о кардинальном изменении инвестиционного климата и о том, что регион достаточно конкурентоспособен, считает Якушев.

Меж тем, по мнению губернатора, большинство промышленников слабо представляют, что такое полноценный инвестиционный проект, который можно презентовать потенциальным инвесторам. В федеральном бюджете для инвестирования предусмотрены 70 млрд рублей, но в стране нет проектов, которые можно реально «подвести» под эти деньги, сказал Якушев.

Он согласился с машиностроителями в том, что сегодня нужно думать в первую очередь о конкурентоспособности, лоббируя интересы промышленников на всех уровнях. Действительно, проблемы таможенной политики, возмещения НДС и другие, подлежащие решению на уровне федерации, формулировались не раз, но «если мы не будем постоянно стучаться в те двери, которые нам не хотят открывать, то результата не получим», сказал губернатор. Однако нужно четко формулировать проблемы и обосновывать предложения по их решению. Владимир Якушев добавил, что у области есть представители в Совете Федерации и Госдуме, и эффективность их работы нужно оценивать по тому, что они сделали для региона.

Что касается тендеров, в том числе корпоративных, то в этой сфере, по словам губернатора, промышленникам нужно ясно определить единую политику и отработать четкие технологии защиты своих интересов.

Завершая выступление, Владимир Якушев отметил, что безвыходных ситуаций не бывает, и заверил, что власть готова помогать производителям и поддерживать их.

Губернатор вручил награды победителям первого и второго туров IV отраслевого конкурса машиностроителей Тюменской области «Инженер года-2005». Сертификаты профессионального инженера отрасли получили 22 человека. Это работники заводов «Нефтемаш», «ГРОМ», Тюменского завода медицинского оборудования и инструментов, Ишимского и Заводоуковского машиностроительных заводов, Тюменского станкостроительного завода. Шесть человек, победивших во втором туре, награждены дипломами и медалями.

P. S. Мечты все-таки сбываются?

Вскоре после конференции тюменских машиностроителей пресс-служба Минпромэнерго России сообщила, что министерство согласовало перечень технологического оборудования, которое не будет облагаться таможенными пошлинами. Согласованный список направлен в Минэкономразвития для рассмотрения рабочей группой Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.

Правда, речь идет, видимо, все-таки об оборудовании для легкой промышленности — в этой отрасли обновление основных фондов также является проблемой номер один. По словам начальника отдела департамента промышленности Минпромэнерго Сергея Шумилина, снижение в прошлом году ставок ввозных таможенных пошлин на 45 видов технологического оборудования для легкой промышленности, не имеющего аналогов в России, позволило организациям отрасли закупить 16,9 тыс. единиц современного оборудования и сэкономить 122 млн рублей. Как отметил Шумилин, «в этом году работа по снижению таможенных пошлин будет продолжена, практически все оборудование будет ввозиться в страну беспошлинно».

Даже если это коснется лишь оборудования для легпрома, факт все равно обнадеживающий. Выходит, если стучаться в двери сильно и сообща, их все-таки открывают?

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Около 30% переболевших короновирусом сталкиваются с нарушением работы почек
Около 30% переболевших короновирусом сталкиваются с нарушением работы почек
У 60% начинаются осложнения на всю мочевыделительную систему.
#новости Тюмени
#короновирус
#тк
#осложнения
В Тюмени пройдет программа «Спецоперация. Лед»
В Тюмени пройдет программа «Спецоперация. Лед»
В ее рамках состоится турнир по лазертагу.
#новости Тюмени
#тк
#Госавтоинспекция
#акция
#23 февраля
Тюменские вузы начислят абитуриентам дополнительные баллы за значки ГТО
Тюменские вузы начислят абитуриентам дополнительные баллы за значки ГТО
Условия получения разнятся.
#вузы
#абитуриенты
#поступление
#ГТО
#баллы
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Цветовод рассказала о пользе полива растений талой водой
Цветовод рассказала о пользе полива растений талой водой
С таким секретом любители смогут ускорить рост растений.
#новости Тюмени
#тк
#цветы
#цветоводы
#полезные советы
В Тобольске планируют построить новый спортивный центр
В Тобольске планируют построить новый спортивный центр
Его откроют в подгорной части города.
#спорт
#тк
#Тобольск
#Петр Вагин
#прямая линия