Великобритания, возможно, никогда не вступит в зону евро. Этот вывод, как передает РБК, ссылаясь на британскую газету Daily Telegraph, можно было сделать после поездки министра финансов страны Гордона Брауна в Брюссель и тона его выступлений в столице единой Европы. Глава британского финансового ведомства четко определил, что за время своего существования евро стал символом «экономической лени и бюрократии».
В то же время, отмечает DT, в окружении премьер-министра Тони Блэра есть немало авторитетных экспертов, стоящих на диаметрально противоположных позициях. Так, советник главы Кабинета министров Роджет Лидли полагает, что континент давно экономически обогнал островитян именно благодаря вводу евро.
Следует отметить, что еще в начале прошлого года глава консервативной партии Великобритани Майкл Ховард заявлял, что Великобритания может войти в ЕС и должна стать «влиятельным и полезным» членом союза. М. Ховард считает, что Европа должна быть максимально «гибкой» в решении таких вопросов, как расширение зоны евро, контакты с НАТО, взаимоотношения со странами Восточной Европы. Конечным желанием лидера консерваторов является создание такой Европы, в которой каждому ее члену было бы «легко дышать».
DT пишет, что с момента окончания Второй мировой войны Великобритания была «слабым местом» Европы, постоянно подвергаясь агрессии со стороны континента и оказываясь во влиянии растущей инфляции европейских валют. В связи с этим многие британцы именно интеграцию в агрессивную Европу видели в качестве выхода из трудного экономического положения. Однако для нового поколения британцев так называемый «рейнский капитализм» выглядит все менее и менее привлекательным.
Издание обращает внимание на то, что со вступлением в зону евро Великобритания утратит два важнейших механизма регулирования собственной экономики — возможность регулирования валютного курса и учетной ставки. С помощью первого инструмента правительство сохраняет возможность борьбы со снижением темпов экономического развития путем инициирования так называемой антициклической финансовой политики — увеличения расходных статей бюджета, сокращения налогов. «Пакт стабильности», предусматривающий вхождение в евро, лишает страну возможности пользоваться этим инструментом. Страны вынуждены «подгонять» валютную и бюджетную политику под условия «Пакта стабильности».
В подобной ситуации, отмечает DT, люди очень тонко чувствуют, что они лишены части своих прав. Видя негативные примеры Португалии, Франции, Ирландии и Германии, большая часть жителей туманного Альбиона вряд ли самостоятельно согласится на принятие евро.
В заключение газета пишет, что Т. Блэру при принятии решения о вступлении в зону евро необходимо все еще раз хорошенько взвесить. С учетом нынешней экономической ситуации в Великобритании и Европе, самостоятельной и обособленной британской экономической политики, а главное — настроя населения Великобритании вступление страны в зону евро едва ли будет когда-то возможно.
Напомним, что в 1992 году вхождению Великобритании в Европейский валютный союз помешал известный американский миллиардер Джордж Сорос. Он провел финансовую операцию, сыграв на падении курса фунта стерлингов и заработав на этом миллиард долларов.