Dipol FM | 105,6 fm
92.05
98.64

В Тюмени представили стратегию развития машиностроительной отрасли

Стратегию инвестиционного развития машиностроительного комплекса Тюменской области до 2020 года представили вчера в Тюмени. Стратегия призвана определить приоритеты развития машиностроительной отрасли и составить перечень инвестпроектов.

Стратегию инвестиционного развития машиностроительного комплекса Тюменской области до 2020 года представили вчера в Тюмени. Ее разработчиком по заказу правительства области выступила консалтинговая компания «Прэфиш». Стратегия призвана определить приоритеты развития машиностроительной отрасли и составить перечень инвестпроектов, реализация которых позволит повысить эффективность действующих предприятий отрасли и способствовать созданию новых. Как подчеркнул заместитель директора департамента инвестполитики Денис Анилов, презентуется только проект, окончательно стратегия еще не сформирована, поэтому ее разработчики открыты для предложений, замечаний и рекомендаций. Представитель департамента поделился, что в феврале губернатором Тюменской области было дано поручение начать формирование инвестиционной площадки для реализации инвестпроектов. Это означает, что будет создаваться единая промышленная зона в Тюменском районе, к которой за счет областного бюджета будут подведены коммуникации. Эту площадку планируется разбить на участки и в последующем предоставлять отдельным предприятиям. Как рассказал глава компании «Прэфиш» Сергей Шатохин, по итогам 2007 года промышленность Тюменской области (с учетом автономных округов) произвела продукции на 2,5 трлн руб. — это 15,2% от всего промышленного производства страны. Большую часть продукции (86,5%) обеспечила нефтегазодобывающая отрасль, 5,2% — электроэнергетика и 2,45% машиностроение. Объем промышленного производства на юге области вырос на 28,9% по сравнению с предыдущим годом и составил почти 92 млрд руб. Развитие промышленности юга области во многом было обеспечено ростом объемов производства машиностроительного комплекса региона. В 2007 году эти объемы увеличились на 34% по сравнению с 2006, а в сравнении с 2005 годом на 115%. Машиностроительный комплекс юга Тюменской области включает 52 предприятия. Среди них самые крупные работают в секторе нефтегазового машиностроения (31,7% предприятий), 16,7% предприятий занимаются производством продукции для электроэнергетики, доля транспортного машиностроения — 15%. Как отметил Сергей Шатохин, ряд предприятий нефтегазового машиностроения продемонстрировал просто уникальные темпы развития. За три последних года производство нефтепромыслового, бурового, геологоразведочного оборудования выросло в 2,15 раза и составило 5 214,2 млн рублей, производство оборудования для нефтеперерабатывающей промышленности увеличилось на 98%, превысив рубеж 470 млн рублей. Тюменский опытно-экспериментальный завод геофизического приборостроения в 2007 году продемонстрировал рост выпуска продукции на 130%, завод «Электрон» — на 66,8%, ТюменНИИгипрогаз — 44,1%, Сибнефтегазмаш — 43%, Сибнефтемаш — 42,2%. Все это свидетельствует о резком увеличении масштабов производственной деятельности на предприятиях нефтегазового машиностроения, повторил Сергей Шатохин. ООО «Нефтемаш» хотя и добилось меньших темпов роста объемов производства (36%), но в стоимостном выражении предприятие достигло максимальных объемов увеличения — почти на 627 млн рублей. Такие показатели впервые вывели завод на первое место по объемам производимой продукции в рамках машиностроительного комплекса юга области. Растут объемы производства и предприятий, несвязанных с нефтегазодобычей. Так, объемы производства ОАО «Ютэйр Инжиниринг» выросли на 227,7% в 2007 году, «Тюменского судостроительно-судоремонтного завода» на 159,8%, «Тюменского завода медицинского оборудования и инструментов» на 77% и т. д. Услышав такие цифры, отечественные и зарубежные инвесторы были очень удивлены, признался Сергей Шатохин. Показатель коэффициента чистой прибыльности самый высокий у «Тюменского завода медицинского оборудования и инструментов» — 19,12%, а самый низкий у «Завода БКУ» — 0,24%. Положение большинства предприятий отрасли за последние годы существенно улучшилось, считает Сергей Шатохин. Доказательством этого является тот факт, что более половины планируют развиваться за счет собственных средств. По предварительным данным только 2 предприятия из 25 понесли убытки. Большим плюсом для машиностроительной отрасли региона является, по выводам экспертов, близость к сырьевой базе — Уралу, и рынкам сбыта — северу области, ХМАО, ЯНАО, Восточной Сибири, Казахстану. Помогает машиностроителям развитая инфраструктура (ж/д, автомагистрали, речной транспорт), политическая стабильность региона и положительный имидж среди делового сообщества, высокий промышленный, социальный и инвестиционный потенциал, налоговые льготы для инвесторов и поддержка Правительства области. К тому же в Тюмени Уральская горно-металлургическая компания строит металлургический завод мощностью 550 тыс. тонн стального металлопроката в год. Планируется, что предприятие будет запущено в работу уже в начале 2009 года. В регионе начинается реализация проекта «Урал промышленный — Урал Полярный», что обеспечит доступ к дешевым ресурсам. На машиностроительных предприятиях юга области идет обновление производственных фондов: широкая реконструкция производства проходит на Тюменском заводе медоборудования, введены в строй два завода «Шлюмберже», формируются новые производственные фонды ООО «Бентек», обновляются производственные фонды «Нефтемаша», идет коренное техническое переоснащение производства в ОАО «Сибнефтемаш», началась серьезная реконструкция на «Тюменском судостроительном заводе», автоматизация производства проходит в «Нефтепроммаш». Несмотря на это, большая часть оборудования на заводах все-таки устарела. Износ станков и оборудования на предприятиях нефтегазового машиностроения достигает в среднем 60% (на ряде предприятий 94−100%). Процесс обновления идет медленно, не имея комплексного характера. Даже те предприятия, что начали модернизацию, нуждаются в серьезных инвестициях, поделился Сергей Шатохин. Износ оборудования на предприятиях электротехнической сферы составляет 40−70%. Транспортного машиностроения — 60%-100%, не лучшая ситуация на предприятиях Запсибгазпрома, где износ в среднем 76,9%. Другая не менее важная проблема — кадровый дефицит, который является не только следствием старения персонала (большая часть работников предприятия находится в предпенсионном возрасте), но и отсутствием системы подготовки рабочих кадров. Отстают предприятия и по степени инновационной активности. Эксперт уверен, что с приходом крупных зарубежных машиностроительных компаний на рынок Тюменской области после вступления России в ВТО, многие предприятия могут потерять конкурентоспособность. Отнюдь не лучшим образом на положении предприятий сказывается их зависимость от импорта оборудования, необходимого для выпуска конечной продукции; ограничения в применении инструментов прямой государственной поддержки машиностроительных предприятий; неспособность защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции; неравномерность в развитии малых городов (Ишим, Ялуторовск, Заводоуковск) от областного центра, незначительная доля экспорта. Среди стратегических целей машиностроения Тюменской области Серей Шатохин выделил следующие: привлечение инвестиций, формирование инновационной структуры, повышение конкурентоспособности, координация усилий по развитию производства и продвижению продукции, привлечению необходимых для предприятий ресурсов, расширение объемов производства, определение и оценка стратегических рисков. Впрочем, сами предприятия вряд ли с этим справятся, отметил специалист. В этой связи он предложил обеспечить широкую модернизацию основных фондов при активном содействии государства и под его контролем. В частности, Сергей Шатохин предложил создать частно-государственное или государственное коммерческое образование — Тюменский региональный центр технологического развития. Его задачами станут системный мониторинг основных отраслей и направлений развития машиностроения, формирование задач и планов модернизации производства для тюменских машиностроительных предприятий, подбор необходимого комплекса нового оборудования, станочного парка и технологий для выпуска конкурентоспособной продукции, организация переговоров, подготовка внешнеторговых контрактов и содействие поставкам заказанных комплектов оборудования и программного обеспечения, контроль за монтажом и запуском этого оборудования, обучение и текущее консультирование сотрудников предприятий по работе на закупаемом технологическом оборудовании и др. Сами представители машиностроительных предприятий довольно скептически восприняли представленную стратегию. Так, генеральный директор ОАО «Газтурбосервис» Владимир Немков считает, что ее нужно доработать, в частности, поставить более четкие цели и стратегические приоритеты. «Машиностроение, как барон Мюнхгаузен само себя не вытянет за волосы. Чтобы улучшить положение в отрасли нужно воспользоваться главным двигателем — госзаказом», — уверен он. В понятие госзаказа глава предприятия вкладывает как заказы госкорпораций, так и крупных компаний. Еще одна мера — создание крупных холдингов авиа-, судостроения и пр. «Если мы не используем этих возможностей, то не будет вообще ничего. Слава богу, что сейчас хоть что-то делается, но все равно мы продолжаем строить коммунизм на каждом отдельно взятом предприятии», — сокрушался Владимир Немков. Коснулся он и кадровой проблемы. «К сожалению, выпускники ТюмГНГУ — главного кадрового ресурса предприятий отрасли, уже потеряли те достоинства, которыми обладали раньше», — заявил глава Газтурбосервиса. Весьма актуальной для предприятий отрасли является проблема отсутствия обеспечительных документов (на землю, цеха и пр.), под которые можно получить банковский кредит. «Государство должно подумать, как создать благонадежный бизнес-проект, под который предприятия могли бы получить поручительство и взять кредит», — посоветовал Владимир Немков. Продолжил больную тему Юрий Филиппов, генеральный директор «Тюменского судостроительно-судоремонтного завода». По его словам, уже несколько месяцев с мертвой точки не сдвигается вопрос оформления земли и завод не может взять кредит. Подобные бюрократические препоны, по мнению главы завода, мешают развиваться не меньше, чем устаревшее оборудование. Помогать отрасли должны не только сами машиностроители, но и администрация, которая могла бы не затягивать бумажную волокиту, считает Юрий Филиппов.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменские школьники могут пополнить "Летопись сердец"
Тюменские школьники могут пополнить "Летопись сердец"
В этом году эта акция посвящена детской литературе и кино о Великой Отечественной войне.
#Великая Отечественная война
#дети
#школьники
#конкурс
#история
#акция
#кино
#литература
Традиционный автопробег машин и боевой техники пройдет в Тюмени: расписание
Традиционный автопробег машин и боевой техники пройдет в Тюмени: расписание
Мероприятие «Нам дороги эти позабыть нельзя…» состоится в субботу.
#День Победы
#авто
#автопробег
#акция
#Тюмень
#новости Тюмени
В гордуме рассмотрят кандидатуру Геннадия Иванова на присвоение звания почетного гражданина Тюмени
В гордуме рассмотрят кандидатуру Геннадия Иванова на присвоение звания почетного гражданина Тюмени
Решение будет принято в июне.
#дума
#Тюменская городская дума
#Геннадий Иванов
#Светлана Иванова
#почетный гражданин
#Тюмень
#новости Тюмени
Почему на Пасху принято красить яйца и есть куличи?
Почему на Пасху принято красить яйца и есть куличи?
Главный православный праздник нынче отмечается 5 мая.
#новости России
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#православие
#православный праздник
#праздник
#Пасха
#куличи
#яйца
#кагор
В трех районах Тюменской области растет уровень воды в реках: приостановлены лодочные переправы
В трех районах Тюменской области растет уровень воды в реках: приостановлены лодочные переправы
Спасатели несут службу.
#паводок
#Викуловский район
#Абатский район
#Упоровский район
#Тюменская область