Из 88 действующих в регионе придорожных сервисов владелец каждого пятого уже обратился к уполномоченному по защите прав предпринимателей.
Причиной массовых обращений предпринимателей к омбудсмену Ларисе Невидайло стало вступление в силу статьи 22 Федерального закона № 257 «Об автомобильных дорогах». Теперь строительство и реконструкция подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств осуществляется за счет владельца придорожного сервиса, который оказался не готов к таким материальным затратам.
Подготовка предложений по внесению изменений в действующее законодательство в сфере дорожной деятельности стала темой отдельного совещания, которое прошло сегодня в Тюменской областной думе. Инициаторами обсуждения поправок к закону, защищающих интересы предпринимателей, выступили уполномоченный по защите прав предпринимателей Лариса Невидайло и председатель комитета по экономической политике и природопользованию Тюменской областной думы Инна Лосева.
Новый законопроект, предусматривает возможность проведения работ по подготовке земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса владельцами автомобильных дорог — субъектами Российской Федерации.
По мнению парламентария Лосевой, вопрос дальнейшего существования в регионе придорожного сервиса стоит очень остро. «Тот придорожный бизнес, который есть в Тюменской области, теряет свои позиции. На основании законодательных актов, вступивших в силу, разрушаются при ремонте федеральных дорог съезды к сервису, существовавшие ранее, и бизнес оказывается заблокированным для дальнейшей работы», — пояснила Инна Вениаминовна.
По словам Ларисы Невидайло, наиболее сложная ситуация у тех предпринимателей, которые открыли свой бизнес задолго до вступления этих законодательных поправок в силу. «Эти предприниматели не вкладывали в свой бизнес-план дополнительные расходы на строительство подъездных путей, стоимость которых порой превышает их вложение в создание самого придорожного бизнеса. Строительство полос разгона и торможения, освещения и съездов с федеральной трассы сегодня стоит для каждого придорожного кафе от 8 до 15 млн рублей. Если человек открыл бизнес на участке, расположенном вдоль федеральной трассы — 10−15 лет назад, вложился в строительство помещения, дал рабочие места людям, то теперь, когда идет ремонт этого участка дороги, его бизнес насильственно парализуется. Нужно понимать, что у этих предпринимателей просто нет таких средств, чтобы соблюсти все эти нормы и достроить необходимые элементы дороги. Из 88 действующих в регионе придорожных сервисов ко мне уже обратился каждый пятый владелец такого бизнеса. У нас есть наглядный пример, когда в одном из муниципальных образований по этой причине закрылись сразу четыре придорожных объекта и 140 людей оказались без работы», — считает Лариса Кирилловна.
Тесную связь между сохранением и развитием действующего придорожного автосервиса и снижением числа аварий на федеральных трассах видит и врио начальника управления ГИБДД УМВД по Тюменской области Александр Лиханов. «Насыщенность дорог придорожным сервисом снижает количество происшествий на дорогах», — отметил он. По его словам, часто причиной аварий является усталость водителя, которая влечет за собой и выезд на встречную полосу, и переворачивание транспортного средства.
«Наряду со снижением практически всех показателей в 2015 году идет рост ДТП, совершаемых в темное время суток. Именно в темное время суток на федеральных трассах произошло 129 аварий, на региональных трассах в ДТП в темное время погибли более 60% людей. Мы понимаем, что с развитием придорожного сервиса водители будут больше отдыхать, а у нас начнут решаться многие вопросы», — подчеркнул он.
Инна Лосева пояснила, что регионы, расположенные в Сибири и на Дальнем Востоке, имеют наиболее низкую плотность придорожного сервиса. Но именно эти придорожные кафе порой являются единственным местом на многокилометровой дороге, где у водителей есть возможность подкрепиться и отдохнуть.
Поддержку тюменскому законопроекту готовы оказать омбудсмены и из других регионов России, которые также получают массовые обращения от владельцев придорожного сервиса, не имеющих возможности на собственные средства строить дороги к своим заведениям.
Напомним, впервые о проблемах придорожного сервиса, связанных с изменением в дорожном законодательстве, в регионе заговорили два года назад. В мае 2014 года Тюменская областная дума направила законопроект, способствующий сохранению придорожного бизнеса, на рассмотрение в правительство, но в связи с поступившими отрицательными заключениями, он был снят на доработку. Теперь, по итогам совещания доработанный вариант законопроекта будет рассмотрен в январе на профильном комитете, а после вынесен на февральское заседание областной думы для утверждения к рассмотрению на федеральном уровне.