По итогам прошлого года уральский региональный рынок банковских (платежных) пластиковых карт вырос почти на 1,5 млн штук в абсолютных цифрах и на 31,3% - в относительных. Как пишет Эксперт, к 1 января 2005 года, согласно данным Банка России, в Тюменской, Свердловской, Челябинской, Пермской, Оренбургской, Курганской областях, Башкирии и Удмуртии выпущено в общей сложности 6 233 967 карт. Это 17,7% от общероссийской эмиссии (35 156 815 штук).
Третьим в регионе миллионером по количеству карт стала на рубеже 2004 — 2005 годов, как и прогнозировалось, Челябинская область (1 004 996 штук). Два года назад отметку с шестью нулями перешагнула Тюменская область, а год назад — Свердловская. Но в то время как все остальные территории Большого Урала демонстрировали уверенный рост, в минус ушел Башкортостан. К концу минувшего года стагнация на башкирском рынке пластика, наметившаяся еще в середине года, стала очевидной. Если на начало 2004 года здесь обращалось 773 628 карт, что давало основания прогнозировать вхождение этого субъекта РФ в компанию «миллионеров» наряду с Челябинской областью, то к началу текущего года — только 747 323 карты.
Вместе с тем в прошедшем году, как и в 2003-м, на фоне существенного роста абсолютных показателей наблюдалось падение доли уральского рынка в федеральном масштабе. На 1 января 2003 года она составляла 25%, на 1 января 2004-го — 19,8%, а на 1 января 2005-го — уже 17,7%. В то же время лавинообразно растет концентрация банковских карт в Москве и Московской области. К началу 2005 года здесь эмитировано 11 332 040 карт, или 32,2% от общероссийского объема. Для сравнения: два года назад доля главного локального рынка страны составляла 24%, а год назад — 28%. Впрочем, как пишет журнал, это вполне логичное развитие событий: концентрация финансовых потоков и инструментов их перераспределения именно в столице — факт, с которым локальные рынки уже свыклись.
В региональном контексте важнее другое: уральские эмитенты всерьез взялись за перевод количества пластика в качество. В 2004 году совершен прорыв в развитии безналичных операций. Банкоматы выполняют не только привычную свою задачу — выдачу наличных денег, но и обеспечивают проведение массовых безналичных платежей по основным расходным статьям населения. Это, в частности, платежи за услуги жилищно-коммунального хозяйства, связь, электричество, газ. Банкоматы становятся «киосками банковского самообслуживания». Импульс качественным преобразованиям дали также кредитные карты, к выпуску которых в прошлом году приступили многие банки.