Сегодня в федеральных торговых сетях доля местной продукции составляет 25-50%.
Тюменским торговым сетям и местным производителям необходимо объединиться в общую сеть, чтобы успешнее конкурировать с товаропроизводителями из других регионов, заявил заместитель начальника управления регулирования и лицензирования потребительского рынка Тюменской области Александр Сидоров на круглом столе по вопросам мониторинга реализации поправок в закон о торговле.
Модератором круглого стола выступил депутат Государственной думы, руководитель региональной мониторинговой группы по реализации ФЗ № 273 «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Эрнест Валеев. Открывая заседание, он акцентировал внимание участников, что внесенные в закон изменения призваны обеспечить баланс интересов производителей продукции, потребителей и торговых сетей. «Принятые поправки имеют большое значение для всех участников потребительского рынка, поэтому партия „Единая Россия“ взяла реализацию данного закона на особый контроль», — добавил парламентарий.
«Обеспеченность торговыми площадями в Тюменской области в два-три раза выше норматива, тюменский рынок интересен для производителей из регионов Уральского округа. И я бы хотел подчеркнуть важность объединения наших товаропроизводителей, оптовиков и розницы, чтобы эффективность производства и реализации продукции увеличивалась», — отметил Александр Сидоров.
По его словам, весь сетевой оборот в структуре розничной торговли региона — 30%, а доля федеральных сетей — 18%. При этом местная продукция в федеральных сетях занимает примерно 25%. По отдельным позициям — до 50%. А в магазинах у дома — до 70−80%.
По данным Тюменьстата, оборот розничной торговли Тюменской области (без ХМАО и ЯНАО) за первое полугодие составил 156,5 млрд рублей.
Он также отметил, что благодаря поправкам в закон о торговле, по которым органы власти должны создавать условия по продвижению местных товаропроизводителей, финансирование акции «Покупаем тюменское!» будет еще более обоснованным.
Президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуард Абдуллин напомнил, что в ФРГ местные производители объединяются для выживания в конкурентной борьбе с сетями. «Чтобы понять, как поддержать местного производителя, мы ездили в прошлом году в Германию. Ритейл начал свою экспансию там еще 40 лет назад. И за все это время почти весь мелкий производитель полностью уничтожен. Он не может сдавать продукцию по демпинговым ценам. Но некоторые объединились в так называемые сельхозобщины, создали свои сети и только так конкурируют с крупными товаропроизводителями», — рассказал Эдуард Абдуллин.
По мнению Эрнеста Валеева, главный смысл принятых поправок в закон о торговле — защита российского товаропроизводителя от неравенства в отношении с торговыми сетями. «Закон должен защитить всех, кто трудится на земле и производит продукты питания. Он призван защитить наших товаропроизводителей от нечестной конкуренции и дать возможность реализовать качественную отечественную продукцию по доступной цене», — считает он.
Эрнест Валеев уточнил, что внесенные в закон изменения призваны обеспечить баланс интересов производителей продукции, потребителей и торговых сетей. «Принятые поправки имеют большое значение для всех участников потребительского рынка, поэтому партия „Единая Россия“ взяла реализацию данного закона на особый контроль», — добавил парламентарий.
Однако представители товаропроизводителей, ритейла и торговых ассоциаций пришли к выводу, что обсуждать исполнение принятых поправок пока рано. Так, исполнительный директор ЗАО «Птицефабрика «Пышминская» Ирина Корниенко отметила, что предприятие начнет с торговыми сетями обсуждать условий изменения договоров только осенью.
«Мы работаем почти со всеми торговыми сетями, со всеми у нас разные коммерческие условия. Планируем новые договорные отношения обсуждать в сентябре-ноябре. Тогда и поймем, как и на каких условиях будем работать», — пояснила Ирина Корниенко.
Она также выразила сомнения по поводу продвижения товара, если максимальные ретробонусы урезали с 10% до 5% и включили в конечную сумму сетевиков логистику и маркетинговые услуги. «У меня по этому поводу большие сомнения. Как будет продвигаться товар на полке? За счет торговой наценки? Или, допустим, нам скажут, что надо снизить стоимость продукции, а сети, чтобы сохранить прибыль, оставят товар на полке по прежней цене», — предположила она.
Идею собраться еще раз поддержали и замгендиректора холдинговой компании «Фонд» Максим Пазинич, и начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства областной прокуратуры Альберт Новопашин, заявив, что пока для обсуждения не хватает правоприменительной практики.
Управляющая тюменским Metro Cash & Carry Марина Кирносова подтвердила, что в их центре изменения в договоры с поставщиками обычно вступают в силу только осенью — в сентябре-октябре. «Но все изменения, которые вводятся в России, в том числе продуктовое эмбарго, нами полностью соблюдаются. Сейчас я не вижу причин для паники. Ситуация стабильная, повышения цен или недопоставок товара у нас нет», — рассказала Марина Кирносова.
Напомним, поправки в закон о торговле вступили в силу с 15 июля. По новым правилам максимальный размер ретробонусов для торговых сетей снижается с 10% до 5%, вдобавок сюда включаются расходы по маркетингу и логистике. Также для ритейла сокращаются сроки по отсрочке платежа за продовольствие, им запрещено брать деньги за «входной билет» (попадание товара в сеть и на полку), требовать возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продуктов.
Следить за исполнением закона будет Федеральная антимонопольная служба. Договоры, заключенные с торговыми сетями до 15 июля, должны быть приведены в соответствие с новыми нормами до 1 января 2017 года. В противном случае они будут считаться утратившими силу.