Dipol FM | 105,6 fm
91.69
98.56

Тюменский аккумуляторный: удар под дых

Традиционно первые месяцы наступившего года — время подведения итогов года предыдущего. И порой бывает так, что разные источники дают не просто разную, но даже противоречивую информацию. Нынче так случилось с Тюменским аккумуляторным заводом.

По данным департамента промышленности администрации области, в 2004 году объем производства на этом предприятии составил 1343,3 млн рублей, или на 102 млн рублей больше, чем в 2003 году. Между тем, по сведениям информационно-аналитического управления администрации Тюмени, производство аккумуляторов снизилось по сравнению с 2003 годом на 12%.

Причем, заметим, в «городской» информации не уточняется, какие именно показатели имеются в виду — ведь известно, что объем производства можно измерять как в стоимостных единицах, так и в натуральных (штуках, тоннах и т. д.).

Какова же ситуация на самом деле? С этим вопросом мы обратились к генеральному директору завода-«фигуранта» Александру Корелякову. Он подтвердил, что в натуральных измерителях производство действительно снизилось более чем на 12%, а в сопоставимых ценах объемы остались примерно на уровне 2003 года. Но сохранить и даже немного увеличить их удалось не за счет аккумуляторных батарей, а за счет продажи полуфабрикатов другим предприятиям.

В чем причина уменьшения количества выпускаемых аккумуляторов? Кто-то пытается объяснить это падением спроса — мол, тюменские батареи не выдерживают конкуренции с импортными; кто-то находит иные причины. Александр Кореляков такую ситуацию объясняет исключительно тем, что предприятие послед-ние полгода находится в постоянных судебных тяжбах с налоговой службой. По его словам, состоялось девять судов, которые, впрочем, приняли решения в пользу завода.

Суть «разногласий» между Тюменским аккумуляторным заводом и налоговым ведомством такова. К примеру, продает завод товар предприятию из Казахстана. Покупатель вносит предоплату, вагоны с грузом проходят таможню, и поставщик предъявляет «нулевую» ставку по налогу на добавленную стоимость. Все по закону. Но тюменские налоговики начинают искать казахстанскую фирму, купившую аккумуляторы, и не находят ее. Якобы не находят, уточняет Кореляков, и… объявляют сделку нереальной, хотя такого понятия в Налоговом кодексе нет. Соответственно, в возмещении НДС по экспорту налоговая инспекция отказывает.

Другой пример. Аккумуляторный завод многие виды полуфабрикатов, до 80%, производит сам, но остальные 20%, причем основных (свинец, свинцовые сплавы), покупает (вернее, покупал) у московских компаний, которые, заметим, торгуют казахстанским и украинским сырьем. Такое сотрудничество длилось не один год, оплата производилась по факту поставки, деньги шли через банк, как положено. А потом в один прекрасный момент, как рассказывает Александр Кореляков, налоговики говорят: ваш партнер плохо платит налоги, и тот НДС, который он с вас брал, а вы потом предъявляли к возмещению, извольте заплатить.

«Пока суды нас защищают, — продолжает генеральный директор Тюменского аккумуляторного завода. — Но мы прекратили покупать дополнительные материалы и фактически вынуждены перейти на „натуральное хозяйство“, потому что постоянно находиться в судах просто невозможно».

Еще один и, пожалуй, самый существенный камень преткновения — все тот же НДС, но уже по сделкам с компаниями, которые продавали Тюменскому аккумуляторному заводу старые аккумуляторы (из них завод получает часть материалов), собранные практически по всей стране. Фирмы эти находятся и в Казани, и на Алтае. И якобы часть из них, говорит Александр Кореляков, налоговики не могут найти, а посему требуют от завода уплатить НДС, предъявленный к возмещению еще в 2001—2003 гг. Несмотря на то, что на заводе имеются и копии свидетельств о постановке на учет этих предприятий, и копии паспортов экспедиторов, сдававших товар, и прочие документы. Такие требования Кореляков назвал «ударом под дых» и подытожил: «Таким образом, уменьшив потребление сырья, мы, естественно, уменьшили производство». И падение будет продолжаться до тех пор, пока ситуация с материалами не стабилизируется.

Недавно в одной из тюменских газет было опубликовано письмо, которое Александр Кореляков отправлял в прошлом году министру экономического развития и торговли Р Ф Герману Грефу. Министр на письмо ответил. Показывать нам ответ Александр Васильевич не стал, однако заметил: если бы его написал директор завода или кто другой, это было бы нормально, но министр, обладающий правом законодательной инициативы, мог бы дать ответ не в духе социалистического реализма (когда пишут не как есть, а как должно быть).

Буквально на днях Александр Кореляков, по его словам, написал еще два письма: вице-премьеру Жукову и министру финансов Кудрину. О чем? Да все о том же. Следующим шагом, как обещает Александр Васильевич, будет обращение к президенту страны. «Дело в том, что проблема имеет социальный аспект, — объясняет он. — Нет материалов — нет работы для части сотрудников. В прошлом году мы были вынуждены сократить численность работающих на предприятии более чем на 140 человек. За январь этого года количество работников снизилось еще на 17 человек — кто-то сам увольняется, кого-то сокращаем, новых людей не берем…».

А в итоге, говорит Кореляков, объемы производства могут снизиться до уровня, когда производство станет нерентабельным, и завод будет вынужден закрыться. На радость конкурентам, ввозящим аналогичную продукцию в Россию из-за рубежа.

Кстати, о зарубежных конкурентах. Несколько лет назад, напомнил Александр Кореляков, братья-украинцы пытались «протащить» через российское правительство постановление, которое предусматривало таможенные льготы для украинских предприятий, ввозящих в Россию аккумуляторы. Остановить процесс тогда удалось благодаря усилиям небезызвестного Геннадия Райкова. Но до сих пор почему-то поставщиков из стран СНГ воспринимают как «своих», удивляется Кореляков, хотя они такие же импортеры, как и из дальнего зарубежья.

При этом те же украинцы свой рынок защищают: на аккумуляторы, к примеру, ввозная пошлина там в два с половиной раза выше, чем в России. Да и на растаможку сырья уходит несколько часов, а не дни или недели, как у нас.

Что дальше? Александр Кореляков намерен, как он говорит, продолжать сопротивление и надеется быть услышанным. В конце концов, завод не из мелких — полторы тысячи работающих, за год предприятие платит более 50 млн рублей налогов в областной бюджет и 13 млн — в городской, является лидером по объему производства аккумуляторов в России, занимая примерно треть рынка отечественных аккумуляторных батарей…

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Аварийная ситуация: в части Тюмени нет света
Аварийная ситуация: в части Тюмени нет света
Работают аварийные бригады.
#отключение
#авария
#свет
#СУЭНКО
#Тюмень
#новости Тюмени
Из-за майского снегопада в Тюмени падают деревья
Из-за майского снегопада в Тюмени падают деревья
Майский снег стал неожиданностью для многих.
#снег
#деревья
#снегопад
#стихия
#Тюмень
В Заречных микрорайонах Тюмени второй день подряд отключают свет
В Заречных микрорайонах Тюмени второй день подряд отключают свет
В кол-центре администрации Тюмени сообщают о повреждении на линии.
#Тюмень
#СУЭНКО
#электричество
#свет
#о 3
#новости Тюмени
Из Германии в Тюменскую область: как Вильма Фогель осуществила мечту
Из Германии в Тюменскую область: как Вильма Фогель осуществила мечту
Программа переселения соотечественников действует в Тюменской области с 2013 года.
#переселение
#Тюменская область
#программа
#помощь
#соотечественники
Тюменки, приближавшие Победу: о героинях военных лет рапссказала волонтер 55+
Тюменки, приближавшие Победу: о героинях военных лет рапссказала волонтер 55+
Встреча прошла в Менделеевке.
#Великая Отечественная война
#Тюмень
#история
#Победа
#9 Мая
#герои
#женщины
#память