Актуальные проблемы, перспективы и тенденции рынка обсудили участники курглого стола «О перспективах продвижения франшиз».
_Как развивать франчайзинг в кризис? Какие тенденции, сложности и перспективы имеются сегодня на рынке франшиз? Обсудить эти вопросы за круглым столом 17 марта собрались ведущие региональные франчайзеры, представители органов исполнительной власти и бизнес-объединений Тюменской области. Мероприятие прошло под председательством начальника управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрея Пантелеева, курирующего развитие франчайзинга в регионе._
Ситуация на рынке
Основные тенденции, сложившиеся на рынке франчайзинга к настоящему моменту, обозначил руководитель представительства Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Андрей Разуваев. По его словам, общефедеральный тренд — сокращение издержек и отсеивание слабых франчайзи. Все ведущие держатели франшизы делают упор только на поддержку сильных партнеров, с неэффективными же договоры коммерческой концессии аннулируются.
Другой тренд — начиная с прошлого года крупные сетевые объединения начали перевод малоэффективных филиалов во франчайзинг. Результат — повышение валовой выручки в несколько раз за счет того, что торговой точкой вместо нанятого управленца руководит реальный предприниматель, который гораздо больше заинтересован в финансовом результате.
Дешевеет аренда, чему, впрочем, активно содействует само бизнес-сообщество. Так, РАФ и Ассоциация рестораторов и отельеров России заключили между собой негласный пакт, что в случае подъема ставок на аренду никто из бизнесменов-участников этих объединений не заходит на освобождающиеся площади. В Тюмени подобная инициатива тоже обсуждается. Вопрос правомочности и этичности подобного шага остается открытым, но, по мнению Андрея Пантелеева, это делается только для того, чтобы рантье «прозрели» и поумерили свои аппетиты.
Кстати, освобождающиеся в кризис площади дают хороший шанс зайти в бизнес намного дешевле. Такая ситуация, говорит Андрей Разуваев, складывается, в частности, в ресторанном бизнесе. Порог входа на рынок теперь снижен, поскольку начинающему ресторатору часто сдается в аренду помещение со всем оборудованием, оставшимся после закрытия менее удачливого конкурента. Грубо говоря, остается лишь поменять вывеску.
Консультант представительства РАФ в УФО Наталья Ильясова добавила, что на рынке вырисовывается тенденция к объединению партнеров при покупке франшиз. Ограниченный доступ к кредитным средствам заставляет людей покупать один продукт вдвоем, втроем, а то и в большем составе. Отмечается объединение и в маркетинге — сегодня нередки случаи, когда франчайзи одного и того же оператора вместе участвуют в рекламной кампании, сокращая издержки и отказываясь от избыточной в новых условиях конкуренции.
Стратегия франчайзеров
Идти в регионы, в частности в автономные округа, очень выгодно. Это общее мнение тюменских франчайзеров, присутствовавших на круглом столе. Так, Олег Хвостенко, директор по развитию компании «Крепыж», заявил о том, что их самая успешная франшиза (из 13 в прошлом году_была продана в Салехард. «Предприниматель вышел на точку безубыточности уже в первый месяц», — отметил он.
Об успехе салехардского проекта заявляет и Алена Круппа-Анненкова, директор по развитию ресторанного холдинга «Максим». По ее словам, франчайзи расширяет помещение, поскольку 100 посадочных мест ему не хватает. Окупаемость проекта также ожидается быстрее обычных для кофейни 18−24 месяцев, чему способствует то, что «Максим» в Салехарде открыли на площадке действующего предприятия.
Виталий Курбатов, директор департамента франчайзинга риелторской компании «Этажи», уже давно вышедшей на федеральный уровень, заявил о пересмотре стратегии в пользу городов с населением от 100 тысяч человек, тогда как ранее «Этажи» открывались только в городах с численностью жителей от 300 тысяч. Открытие в глубинке, по мнению менеджера, значительно дешевле, в том числе и в плане продвижения, ведь здесь наиболее эффективно работает сарафанное радио. «Занять первую позицию в таком городе можно, просто включив все имеющиеся у нас инструменты», — подчеркивает он.
Еще один акцент в текущих условиях франчайзеры делают на более тщательном отборе потенциальных партнеров, в том числе за счет увеличения паушального (первоначального) взноса. Так, «Крепыж» поднял планку с 350 тыс. до 500 тыс. рублей. О росте платы за бренд и технологию ведения бизнеса объявили и в компании «Стенстрой», где паушальный взнос, кстати, и так немаленький — 15 млн рублей.
Поддержка сильных партнеров, о которой говорил Андрей Разуваев, уже применяется тюменскими продавцами франшизы. Виталий Курбатов заявил о том, что в 2015 году «Этажи» сделают упор на развитие бизнеса уже действующих франчайзи, помогая им с выходом на новые рынки.
Интересную тенденцию подметил Алексей Карандаев, управляющий сети клубов «СитиФитнес», развивающий франшизу «СитиФокс». По его словам, многие потенциальные франчайзи готовы купить именно технологию ведения бизнеса и поддержку, но не бренд, предпочитая открываться под собственной вывеской.
Региональные планы по развитию
«Представительство РАФ в УФО приводят другим в пример», — заявил Андрей Разуваев, отчитываясь о проделанной работе. Напомним, что форумы по региональному франчайзингу прошли в минувшем году в шести регионах округа, и везде тюменские франчайзеры представили свой продукт. В этом году представительство планирует выйти за пределы УФО. Наталья Ильясова рассказала о планах вывезти уральские и тюменские компании на мероприятие во Владикавказ.
В целом, уверены участники круглого стола, сегодня нужно больше говорить не о кризисе, а об очищении рынка от неэффективных игроков. Что, в свою очередь, позволяет эффективным игрокам увидеть новые точки роста. Одной из таких точек, по мнению Натальи Ильясовой, являются региональные и муниципальные рынки, которые в силу направленности вектора развития франчайзинга в сторону крупных городов остаются свободными.
Впрочем, считает председатель ТРО «Опора России» Эдуард Омаров, для выхода в регионы нужно более плотно работать с главами муниципальных образований, заинтересовать их возможностью открытия в муниципалитетах высокоэффективных франчайзинговых предприятий. Андрей Пантелеев заверил его, что такая работа уже ведется, в прошлом году все главы представили в управление лицензирования и регулирования отчеты о свободных нишах на рынках подвластных им территорий.
Отдельным вопросом развития франчайзинга в регионе является поддержка начинающих франчайзи. Директор департамента экономики и стратегического развития администрации Тюмени Татьяна Сероус напомнила о том, что в прошлом году в список предоставляемых субсидий ее ведомство добавило компенсацию затрат на паушальный взнос до 250 тыс. рублей. Анастасия Филимонова, заместитель гендиректора Инвестиционного агентства Тюменской области, заявила о готовности составить список рекомендованных для начинающего предпринимателя франшиз, которые будут предлагаться соискателям, обращающимся в агентство за госсподдержкой.
Кризисный период — время появления новых интересных франчайзинговых концепций, считает Андрей Пантелеев. Так было в 2008—2009 годах, так будет и в 2015-м. Предприниматель сегодня очень тщательно выбирает, куда эффективно вложить свободные средства. И франчайзинг как способ воспользоваться уже рабочей бизнес-технологией дает ответ на этот вопрос, уверен модератор круглого стола. Кстати, по словам Андрея Пантелеева, наиболее перспективными направлениями франчайзинга в этом году станут АПК и магазины у дома. «Последние под давлением крупных сетей просто вынуждены объединиться под сильным брендом», — заявил он.