Оборот розничной торговли в I-ом квартале текущего года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2002 года на 23,8% до 28,6 млрд рублей. Самая значительная доля в объеме продаж потребительских товаров (50,5%) приходится на Ханты-Мансийский автономный округ, на юг области — 31,1%, на Ямало-Ненецкий автономный округ — 18,4%. Такие цифры содержатся в мониторинге социально-экономического развития Тюменской области за первый квартал, подготовленном областным комитетом государственной статистики.
77,3% покупок жители области делают в магазинах и 22,7% - на рынках. В сравнении с январем-мартом 2002 года население в I-ом квартале больше приобретало непродовольственных товаров (51,6%), чем продуктов питания (48,4%).
Относительно I-ого квартала 2002 года объемы оптовых продаж возросли на 66,9%. Из продовольствия больше всего продано мяса и птицы, кондитерских изделий, крупы, муки, макаронных изделий, сахара. Снизилась реализация растительного масла и рыбной продукции. В общем обороте оптовой торговли доля ХМАО составила 47,7%, ЯНАО — 30,1%, юга области — 22,2%.
На 3,2% увеличился объем платных услуг, оказанных населению области. Больше всего платными услугами воспользовались жители ХМАО (52,3%), на юг области приходится 27,1%, на ЯНАО — 20,6%. В рейтинге регионов Уральского федерального округа Тюменская область лидирует по обороту розничной торговли, общественного питания и объему платных услуг в расчете на душу населения.
Надо сказать, что цены на товары и услуги в I-ом квартале к уровню января-марта 2002 года в целом по области увеличились почти на 14%. Продукты питания подорожали на 10,3%, непродовольственные товары — на 10,9%. Значительней всего — от 8,8% до 24,7% - поднялись цены на плодоовощную продукцию, сахар, сливочное и подсолнечное масло, рыбу и морепродукты, алкогольные напитки, крупу и бобовые. Стоимость минимального набора продуктов питания на одного человека в марте составила 1315,50 рублей. Он подорожал на 12,69%.
Из непродовольственных товаров наибольший рост цен (51,71%) отмечен на автомобильный бензин. От 8 до 16% увеличились цены на одежду и белье, мебель, обувь, ткани, трикотаж, табачные изделия. Платные услуги обходятся населению дороже на 28,3%. В 1,5 раза выросли цены на жилищно-коммунальные услуги, на 15−41% подорожали услуги физической культуры, связи, образования, санаторно-оздоровительные и плата в дошкольных учреждениях.