По прогнозам аналитиков, в условиях экономического кризиса и девальвации рубля, в 2009 году оборот розничной торговли России в долларовом выражении снизится более чем на 30%.
Вв рамках XIII ежегодного саммита «Торговля в России» информационно-аналитическое агентство «INFOLine» совместно с Национальной Торговой Ассоциацией опубликовали рейтинг «ТОП 100 Российской розничной торговли». По итогам 2000−2008 гг. оборот розничной торговли России увеличился в 6,7 раза, что позволило стать российскому рынку ритейла одним из крупнейших в Европе. Но, по прогнозам аналитиков, в условиях экономического кризиса и девальвации рубля, уже в 2009 году его оборот в долларовом выражении снизится более чем на 30%. Данные января — августа 2009 года показывают сокращение оборота розничной торговли до 9233,8 млрд руб., что в товарной массе на 4,7% меньше, чем за соответствующий период 2008 года. Рейтинг «ТОП 100 Российской розничной торговли» в 2007 году показал темпы роста выручки практически всех федеральных и крупных региональных сетей на уровне не ниже 20%. В 2008 году большинство участников рынка резко ухудшили свои операционные показатели. Так, целый ряд сетей обанкротились («Гроссмарт» и «Самохвал»), закрыли все магазины (региональные сети «В яблочко», «Смарткауфф», «Смак») или находится на грани банкротства («Алпи», «Матрица»).По итогам 2008 года самыми успешными сетями стали «Пятерочка» и «Перекресток», суммарная выручка которых составила по 192,4 млрд рублей. Сеть «Магнит» с выручкой 132,4 млрд рублей вышла на второе место. Выручка сети «Ашан» в 2008 году — 128,1 млрд рублей, что позволило ей опередить «МЕТРО Кэш энд Керри», резко снизившую темпы роста, и занять третье место в рейтинге. Также наиболее значимыми изменениями в ТОП-10 российских ритейлеров формата FMCG по итогам 2008 года стали выход на 6 место сети «О'Кей», которая увеличила выручку почти на 80%, догнав «Ленту».В первом полугодии 2009 года наиболее динамичные темпы роста выручки продемонстрировали X5 Retail Group N.V. («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») — 46% и «Магнит» — 33%. А вот ГК «Дикси» и ОАО «Седьмой Континент» существенно сократили темпы роста выручки до 15,9% и 13% соответственно.