В одном из строящихся жилых домов по улице Малиновского в Тюмени начался монтаж первой в городе крышной котельной с конденсационными котлами, изготовленной компанией "МАКСТЕРМ Инжиниринг". Простому обывателю сам по себе этот факт, наверное, мало о чем говорит, котельная и котельная. Но есть несколько факторов, от которых напрямую зависит комфорт будущих жильцов...
В одном из строящихся жилых домов по улице Малиновского в Тюмени начался монтаж первой в городе крышной котельной с конденсационными котлами, изготовленной компанией «МАКСТЕРМ Инжиниринг».Простому обывателю сам по себе этот факт, наверное, мало о чем говорит, котельная и котельная. Но есть несколько факторов, от которых напрямую зависит комфорт будущих жильцов. Например, низкочастотные шумы в такой котельной сведены к минимуму, равно как и вибрация. Кто живет в домах с бойлерными, хорошо понимает, что это значит. Котельная весит в несколько раз меньше, чем большинство аналогов той же мощности, имеет небольшие габариты за счет малого собственного веса и небольшого объема используемой воды. Одноходовые котлы позволяют значительно экономить энергоресурсы, обеспечивают высокий КПД за счет конденсации пара и сокращают вредные выбросы в 2−10 раз. Щадящая система управления обеспечивает работу котлов в оптимальном режиме, что продлевает их жизненный цикл."Это первая котельная с котлами конденсационного типа, которую мы полностью изготовили и смонтировали, — рассказал генеральный директор ООО «МАКСТЕРМ Инжиниринг» Ахтям Идрисов. — До сих пор мы поставляли в основном отдельные котлы, причем большей частью за пределы Тюменской области. Такие котельные работают в Нижегородской области, Орле, в Москве — там в самом экологически чистом районе Куркино установлены около 60 наших конденсационных котлов". В рынок — за три годаСовместное российско-германское предприятие «МАКСТЕРМ» создано в 2003 году, хотя «гены», как говорит Идрисов, давнишние. Сам он много лет проработал в Запсибгазпроме и непосредственно участвовал в создании совместных предприятий, выборе технологий, налаживании производства, так что опыт и деловые связи были. Протокол о намерениях по созданию «МАКСТЕРМ» был подписан в декабре 2002 г., а осенью 2003-го уже был пущен завод."Нам досталось помещение, которое и по сей день напоминает развалины Сталинграда: там некогда размещался лечебно-трудовой профилакторий, на крыше до сих пор растут кустарники, — рассказывает Идрисов. — Развернули производство. Это сейчас звучит просто и обыденно, а тогда нам предстояло все организовать, обучить людей, получить необходимые сертификаты и разрешения. На это ушел еще почти год, и в августе 2004-го мы поставили первую котельную установку мощностью 7,2 МВт в ставший для нас традиционным регион — Нижегородскую область "Затем котлы получили заказчики в Свердловской области — первая котельная в этом регионе мощностью 9,6 МВт была установлена в Верхней Тавде, затем построены другие мощностью 1,4 МВт, 32 МВт. В Тюмени в прошлом году фирма установила котельную (8 МВт) на таком известном горожанам объекте, как торговый центр «Гудвин». Войсковая часть в Тюменском районе, детский оздоровительный центр «Ребячья республика» тоже обогреваются при помощи котлов от «МАКСТЕРМ».Сегодня компания активно работает со многими российскими регионами, прорабатываются проекты на Алтае, в Карелии и Черноземье. Количество выпущенных котлов увеличилось по сравнению с прошлым годом вдвое. Сформировался хороший конструкторский «костяк». Выполняется комплекс работ — от проектирования до монтажа и сервисного обслуживания, а также при желании заказчика фирма может взять на себя и эксплуатацию котельной.По-хозяйски — не значит дешевоК дешевому сегменту рынка, безусловно, продукцию «МАКСТЕРМ Инжиниринг» не отнесешь. Но хорошее и не может быть дешевым, замечает Ахтям Идрисов. «Наш уровень и критерий — это продукция ведущих европейских производителей, — продолжает он. — А преимущества дает „привязанность“ нашего совместного предприятия к западной технологии, а также качественный сервис».Потенциальных заказчиков в «МАКСТЕРМ Инжиниринг» подразделяют на несколько категорий. «Первая — это фирмы, которые любой ценой пытаются победить в тендерах и действуют по принципу «война план покажет», — поясняет Идрисов. — Вторая — инвесторы-застройщики, которым нужно сдать объект при минимальных издержках, а проблемы дальнейшей эксплуатации их уже не волнуют. И третья категория — это хозяева в лучшем смысле этого слова. С такими заказчиками мы в основном и работаем. Хотя и здесь порой встречается «перевернутое сознание»: котельная по цене не устраивает, а во дворе стоит служебный автомобиль руководителя, который стоит в два раза дороже "И все же большинство заказчиков пытаются сэкономить, желая получить при этом лучшее. Особенно этот диссонанс проявляется при госзакупках, когда определяющим фактором становится цена. «Но существует проблема соотношения цены и качества, — говорит Ахтям Идрисов. — У меня всегда возникает вопрос: а как регион собирается внедрять современные технологии и оборудование, если изначально во главу угла ставится только цена? Как ни странно, нашу продукцию мы сегодня продаем преимущественно за пределы области, а здесь она востребована в основном частными заказчиками "Удешевлять, конечно, можно. «Железо», насосы, запорная арматура — все это может быть таким же, как в других котлах. Но на «мозгах», то бишь автоматике, экономить специалисты все же не рекомендуют, потому что от этого зависит, прежде всего, безопасность и долговечность работы. Кроме того, обеспечивается возможность дистанционного управления работой котельной. Обучение, отмечает Ахтям Идрисов, среди потенциальных партнеров приходится проводить постоянно. «В свое время мы пытались даже организовать семинары для коммунальщиков и проектировщиков, но отдачи от этого не было, — рассказывает он. Проектировщики подстраиваются под заказчиков, а им главное — дешевизна. Кроме того, многие не заинтересованы в качественном результате своей работы, сознательно придя на рынок лишь на короткое время "Возможно, отношение не временщиков, а хозяев — вопрос будущего. В благоустройстве городской среды, как отмечает гендиректор «МАКСТЕРМ Инжиниринг», уже чувствуется серьезный, грамотный инженерный и градостроительный подход: строятся путепроводы, появляются уютные дворики, вместо пустырей — скверы. «Пройдет несколько лет, и все будут воспринимать это как должное, будто иначе и быть не может. Если появится такое же отношение к технике и строительству — за такую работу потом не будет стыдно», — считает Идрисов.Идеи и исполнителиРазвитие жилищного строительства, как известно, является одним из провозглашенных приоритетов государства. «МАКСТЕРМ Инжиниринг» может участвовать в этом процессе, не только поставляя экономичные и компактные автоматизированные котельные. В настоящее время предприятие осваивает новое изделие — башенный кран, как говорит Идрисов, «нижнего яруса». Документация приобретена у зарубежного разработчика, адаптирована к отечественным нормативам. Подобрали производственные площади, оборудование, металл, обучили людей и приступили к изготовлению первых экземпляров. На эти изделия уже есть заказчики. Казалось бы, принципиально разные вещи — котлы и краны. Но, во-первых, спрос на котлы подвержен сезонным колебаниям, а для устойчивой работы предприятия нужны «внесезонные» заказы. Во-вторых, такая диверсификация, по мнению генерального директора, просто необходима для «культивирования генов», выращивания конструкторов, которые впоследствии смогут развивать и усовершенствовать изделие. «К любому оборудованию я отношусь как к знаменитому танку Т-34: он начал войну с 45-миллиметровой пушкой, а закончил со 105-миллиметровой. Любое изделие должно обладать потенциалом на 5−10 лет, чтобы к нему можно было потом что-то «подстегнуть». Но главное — это все-таки кадры. Мы с молодыми конструкторами бываем на специализированных выставках, смотрим лучшие образцы, находим интересные идеи "Одних идей, разумеется, мало. Если нет исполнителей, которые могут воплотить их в жизнь, успеха не добиться. При создании «МАКСТЕРМ Инжиниринг», вспоминает Ахтям Идрисов, люди пришли, можно сказать, на пустое место, и на взаимном доверии и спортивной злости создали то, что сегодня имеется. Были трудные времена, проблемы с зарплатой и проч., но большинство сотрудников отнеслось к этому с пониманием. Практически с момента основания в фирме работают Александр Фишер (заместитель генерального директора), Михаил Лозовский (исполнительный директор), Александр Макаров (помощник гендиректора), Тамара Финина (заместитель гендиректора по экономике), Татьяна Зайцева (секретарь-референт), Семен Иванов (начальник департамента продаж и сервиса), Айрат Сахибгареев (начальник отдела комплектации), Валерий Ярков (водитель), Марат Идрисов (заместитель гендиректора), Павел Фромм (технический директор), Рауф Муратов (руководитель работ).Пришли в компанию и молодые специалисты — Андрей Сперанский (заместитель начальника конструкторско-технологического отдела), Риналь Хайруллин (инженер-технолог). Хорошо себя зарекомендовала и совсем юная «поросль» — студенты-пятикурсники из Тюменского архитектурно-строительного университета Вадим Тимошенко, Мария Князева, Галина Ложкина. В общем, компания всесторонне развивается. Но, к сожалению, есть внешние «тормозящие» факторы. Например, в «МАКСТЕРМ Инжиниринг» планируют запустить производство прицепов для легковых автомобилей, однако столкнулись с тем, что негде разместить заказы. Иными словами, наладить производственную кооперацию очень сложно. Былой потенциал машиностроения во многом утрачен. Как считает Ахтям Идрисов, заводы, за редким исключением, превратились в мастерские. «Мы попытались заказать несколько деталей, — рассказывает он. — Сроки изготовления большие, цены высокие, качество низкое. Оказалось, что некоторые детали дешевле купить за рубежом "Все-таки, видимо, не обойтись тюменской промышленности без поддержки власти. Инвестиции в нефтегазовый комплекс, строительство жилья и торговых центров придут и так, потому что это выгодно, уверен Идрисов. А вот для других сфер продуманная промышленная политика просто необходима