«Те, кто называют закон „Об обязательном страховании автогражданской ответственности“ „антинародным“, занимаются популизмом — предвыборным популизмом, может быть. Поскольку как раз-таки отсутствие данного закона нарушает права автовладельцев». Такое — «субъективное» — мнение высказал начальник Межрегиональной инспекции страхового надзора
По словам Игоря Федяева, страхование сегодня — наиболее динамично развивающаяся отрасль экономики России: «Если ежегодный прирост ВВП в РФ составляет порядка 5−6%, то прирост суммы страховых премий по стране — в среднем 40% в год». По данным Межрегиональной инспекции страхового надзора
Как отметил начальник Межрегиональной инспекции страхового надзора, о проблемах, с которыми столкнуться в будущем при реализации закона «Об ОСАГО» страховщики и владельцы транспортных средств, можно говорить уже сейчас: «Первые жалобы граждан были зарегистрированы в нашей инспекции уже 2-го июля, на следующий день после вступления Закона в силу — начались мытарства с определением тарифа. Затем появились фальшивые полисы».
Для справки
Базовый тариф страхования автогражданской ответственности составляет: для физических лиц — 1980 руб., для юридических лиц — 2375 руб., для владельцев такси — 2965 руб., для владельцев легковых прицепов — 395 руб., для владельцев мотоциклов — 1215 руб. При этом окончательная стоимость полиса ОСАГО рассчитывается с учетом пяти коэффициентов, на которые умножается базовая ставка. Во внимание принимаются: т. н. «региональный» коэффициент (для г. Тюмени - 1,3); мощность автомобиля (при двигателе 71−95 л. с. — 1); возраст и водительский стаж автовладельца; число допущенных владельцем ТС аварийных ситуаций; т. н. «сезонный» коэффициент — для тех, кто эксплуатирует авто не круглый год.
Базовая ставка тарифа (которая в соответствии с Законом, не может пересматриваться чаще, чем раз в полгода), по мнению Федяева, в ближайшие год-два расти, скорее всего, не будет: в течение первого года (пока сумма выплат по полисам ОСАГО будет небольшой) «автогражданка» будет приносить страховщикам доход (отдача страховых компаний от деятельности по страхованию АГО, предусмотренная законом — не более 20% дохода), и, «по требованию общественности», базовая ставка, вероятно, даже может быть снижена. Однако, если это произойдет, то уже года через два, когда наступит пик выплат по полисам ОСАГО, страховые организации понесут убытки. Некоторые страховщики (с небольшим портфелем) при этом могут разориться.
«Еще одна проблема страховщиков — выплаты. Сегодня мы побывали в одном из отделений ГИБДД города Тюмени: только на то, чтобы определить объем двигателя (в лошадиных силах) иномарки у сотрудника ушло минут 10 — и не факт, что расчет был сделан верно. Если прикинуть, то для того, чтобы просто выписать полис, в среднем требуется минут 40. Процедура же выплаты страховки займет, в лучшем случае, пару-тройку дней и потребует участия не одного специалиста, а нескольких — оценщика, юриста, бухгалтера и так далее, — отметил Игорь Федяев. — Справятся ли страховщики с такой нагрузкой — это вопрос».
В то же время, рассказал начальник Межрегиональной инспекции страхового надзора
Что касается «карательных» мер, которые сотрудники госавтоинспекции могут применить сегодня к не застраховавшим свою автогражданскую ответственность автомобилистам, то Игорь Фидяев, заявил, что хотя соответствующего приказа МВД РФ и нет, но при большом желании постовой вправе остановить не имеющего полис ОСАГО автовладельца, снять с его машины номера и отбуксировать машину на стоянку — поскольку все эти меры законом «Об ОСАГО» оговариваются. К тому же, отметил Фидяев, «нужный» приказ МВД может подписать хоть в сентябре. Между тем ГИА пока «делает гражданам послабление» и требует у владельцев ТС полис ОСАГО только при прохождении процедуры регистрации авто. Штрафовать не застраховавших «автогражданку» россиян в массовом порядке начнут с января 2004 г. Размер штрафа, предусмотренный законом «Об ОСАГО» — от 3-х до 8-ми минимальных размеров оплаты труда.