В 2010 году правительствами России, Беларуси и Казахстана было подписано соглашение, открывшее границы для свободного перемещения товаров.
_О том, что тюменские товары могут быть конкурентоспособны на внешних рынках, неоднократно заявляли представители региональной власти. «Мы, взаимодействуя с ретейлом, очень быстро набрали необходимый объем заполнения полки в области и начали двигаться в другие регионы Урала и Сибири, — говорила, в частности, директор городского департамента потребительского рынка Елена Еремина, — теперь наша задача — работа над качеством продукции и вывод ее на азиатские рынки»._
В последние несколько лет в Тюменскую область пришли сразу несколько крупных инвесторов, в том числе — иностранных. Вряд ли, вкладывая миллиарды в открытие здесь производств, бизнесмены планировали удовлетворять потребности только местного рынка. Тем более что одним из главных составляющих инвестиционной привлекательности нашего региона считается удобное географическое расположение, открывающее пути на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток и в страны Азии.
Помочь российскому, а в том числе и тюменскому, производителю в экспорте продукции должно было подписанное пять лет назад правительствами России, Беларуси и Казахстана соглашение о создании Таможенного союза, открывшее границы для свободного перемещения товаров. С тех пор интеграция ушла далеко вперед — Таможенный союз превратился сначала в Евразийской экономическое сообщество (ЕврАзЭС), а затем и в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), работающий на принципах Евросоюза. Мы решили разобраться, насколько перспективными являются для экспансии тюменского бизнеса рынки стран — ближайших партнеров России.
Свободная ниша
Будучи второй нефтегазовой державой на постсоветском пространстве, Казахстан традиционно является постоянным клиентом таких крупных нефтесервисных компаний, как «Бентек», «Шлюмберже», «Бейкер Хьюз», «Дина Энерджетикс», локализовавших в Тюмени свое производство.
Безусловно, создание Таможенного союза пошло только на пользу сотрудничеству. «Упростилась процедура сертификации товаров, происходит унитаризация правил игры, что очень помогает бизнесу, например, в плане растаможки», — рассказывает Андрей Девятков, руководитель регионального Центра поддержки экспорта. Все это способствует тому, что на рынок восточного соседа активно идут не только предприятия нефтегазовой сферы.
По словам президента Торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуарда Абдуллина, в соседней стране наметился строительный бум. Экономика Казахстана в течение длительного времени находится на подъеме. Как следствие, растет уровень жизни и покупательская способность населения и бизнеса — они готовы потреблять больше качественных товаров. Это, с учетом географической близости, открывает для тюменских предпринимателей хорошие перспективы.
Наиболее востребованными на казахстанском рынке являются те виды продукции, которые сам Казахстан не производит: продукция лесопереработки, производство строительных материалов, металл и продукты металлообработки. Все эти товары тюменские предприятия поставляют в Казахстан, заняв пустующую нишу. В качестве примеров можно привести: ДОК «Красный Октябрь», открывший в Петропавловске собственный торговый дом; компанию «Стеклотех», поставляющую на казахстанский рынок стеклянную тару; Тюменский фанерный комбинат, отправлящий в Казахстан до 20% от общего объема производства.
Еще один фактор — курсовая разница, делающая товары российского производства привлекательными для казахов по цене. Не слишком влияет на стоимость нашего продукта и логистика. «До Астаны, например, около 1000 км — 15 часов на машине», — замечает Андрей Девятков.
Есть, конечно, сложности, и немалые, добавляет Эдуард Абдуллин. Проблемы, по словам президента ТПП ТО, лежат в большей степени в правовой нише — законодательства России и Казахстана не гармонизированы между собой.
Это и отсутствие инструментов, позволяющих защищать интересы тюменского бизнеса на территории восточной республики, и вопросы по защите авторских прав. «Когда предприятие участвует в госзакупках, особенно в нефтегазовой сфере, то чем выше локализация производства у компании в Казахстане, тем больше шансов выиграть в торгах. Это момент, который конкуренцию ограничивает», — отмечает Андрей Девятков. Впрочем, такие правила действуют и в других странах, в частности в России, в рамках программы поддержки местного производителя.
В любом случае Казахстан был и будет одной из самых привлекательных территорий для наступления тюменского бизнеса. Развивающаяся экономика, рост потребления и спроса на качественный продукт, свободные ниши — все это подталкивает наших предпринимателей не только экспортировать свою продукцию, но и создавать совместные предприятия и открывать производство на соседнем рынке. Тому способствует высокий уровень государственной поддержки предпринимательства и доступность финансов. «Имея юридический адрес на территории Казахстана, можно получить кредит на очень выгодных условиях», — подчеркивает Эдуард Абдуллин.
Повод для развития
А вот белорусам продукция крупных тюменских предприятий, в силу региональной особенности заточенная под нефтегазовую отрасль, малоинтересна, считает Почетный генеральный консул Республики Беларусь Владимир Шугля. Естественно, из большой Тюменской области (включающей ХМАО и ЯНАО) на экспорт идут прежде всего нефть и газ. Определенные поставки осуществляет все тот же Тюменский фанерный комбинат. «Югсон-сервис» поставляет оборудование для «Белнефти», но объемы некрупные. Больше выделить, пожалуй, некого.
После создания Таможенного союза, наоборот, можно говорить о росте импорта белорусских товаров в Тюменскую область, объем которого с 2009 по 2014 год вырос в 1,6 раза, превысив в докризисном 2013 году 134 млн долларов. Из Беларуси в наш регион идет целый поток различных товаров: лифты, автомобили МАЗ, целая линейка сельхозтехники Минского и Бобруйского заводов, продукты питания, продукция легкой промышленности, комплектующие для производства мебели и многое другое. А обратно — только углеводороды.
«Белорусам от нас ничего не нужно, кроме нефти и газа, — констатирует Владимир Шугля, — вряд ли они повезут от нас картофель или зерно. Или молоко, которым сами заваливают всю европейскую часть России». Определенную роль здесь играют расстояние и покупательская способность. Тем не менее перспективы для выхода на рынок Беларуси у тюменского бизнеса, безусловно, имеются. Нужно предлагать белорусам то, чего у них нет, считает дипломат, а для этого надо развивать промышленность.
«За последние годы в Тюменской области открыто более двух десятков мощных промышленных объектов. Почти все они построены под нефтегазовый комплекс, но надеюсь, что это только первый этап», — говорит Владимир Шугля. Следующий этап, по его мнению, — открытие альтернативных высокотехнологичных перерабатывающих производств, продукция которых будет востребована за пределами региона. Хорошим примером такого продукта является полипропилен, который вполне может пойти на экспорт в Беларусь, как только завод «Тобольск-полимер» выйдет на полную производственную мощность.
… и африканские рынки
По мнению Владимира Шугли, проект ЕАЭС очень перспективен. «Конечно, есть много шороховатостей, даже споров, — отмечает он. — Но уверен, что мы через все это успешно пройдем. А как иначе строить экономику странам, пришедшим из социализма, в мире, где Америка и Европа уже давно прошли эту стадию? Которые видят в нас не равных партнеров, а сырьевой придаток. Конечно, необходимо объединяться».
В 2014 году к ЕАЭС присоединилась Армения, в мае 2015 года — Киргизия. О своем желании присоединиться в единому экономическому пространству заявляли Таджикистан и даже страны дальнего зарубежья — Тунис и Сирия. По информации Владимира Шугли, ведутся переговоры также с Вьетнамом и Египтом. Таким образом, через следующие пять лет мы имеем все шансы писать о выходе тюменского бизнеса не только на азиатские, но и на европейские (в силу географического расположения Армении) и африканские рынки.