Все маршрутные автобусы оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Можно отслеживать место и время нахождения транспорта, а также скорость движения…
Не так давно кадры из фильма, когда герой отслеживал передвижение объекта в режиме онлайн, казались фантастикой. Сейчас это стало реальностью. Все маршрутные автобусы Тюменского муниципального автотранспортного хозяйства оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. А это около 300 машин, рассказал «Вслух.ру» инженер коммерческой службы предприятия Максим Иванкович. О том, что дает использование ГЛОНАСС и чем отличается российская система от GPS, обсуждали сегодня на пресс-конференции в Доме журналистов.
Глобальная навигационная спутниковая система, а именно так расшифровывается ГЛОНАСС, изначально разрабатывалась для нужд Министерства обороны. Она была запущена в начале 90-х годов. На тот момент американская GPS существовала уже двадцать лет. Но с распадом СССР и переходом на новую экономику финансирование проекта сократилось и половина спутников были потеряны. Лишь в 2000-х годах работа возобновилась.
Оказалось, что кроме «оборонки», система может пригодиться и в других сферах. Сейчас ГЛОНАСС активно внедряется в транспортных компаниях. Муниципальных перевозчиков обязывают устанавливать передатчики с отечественным содержимым. Хотя, как отмечает директор ООО «76 Ойл Тюмень» Андрей Дергоусов, установка GPS обходится дешевле и погрешность у американской системы меньше. GPS гарантирует точность нахождения объекта в пределах пяти метров, ГЛОНАСС — двадцати, уточнил бизнес-аналитик московского центра информационных технологий Сергей Пальчиков. Однако он добавил, что если установить дополнительные базовые станции в местах важных объектов (например, плотина), то погрешность составит всего несколько миллиметров.
Польза от установки системы спутниковой навигации кроется в экономии. Судя по отчетам, которые предоставил журналистам Дергоусов, расход топлива удается снизить на 15−20%. «Так получается, потому что водитель больше к теще на блины не заедет, оставшееся топливо не сольёт, не «таксанёт», — объясняет Андрей Борисович. Руководитель организации может отслеживать место и время нахождения транспорта, а также скорость движения. Как это выглядит на практике показал Сергей Пальчиков на примере Казани. Там все машины госавтоинспекции оснащены ГЛОНАСС. По чётко прорисованной карте двигаются зеленые стрелочки. Это и есть авто ГАИ. Если нажать на нее, то можно увидеть маршрут конкретной машины за весь день.
ГЛОНАСС используется и в ЖКХ. По словам технического директора ООО «Технология-Тюмень» Максима Евтюхина, по всему югу Тюменской области до Казанского района система внедрена. Установлен ГЛОНАСС и на севере региона. В частности, Евтюхин назвал Тобольск, Новый Уренгой и Нефтеюганск. Заметим, что развитие российской системы спутниковой навигации важно не только для нашей страны, но и для других государств. Дело в том, что GPS, созданная для обороны США, долгое время одна существовала на рынке. С 2000 года, когда закрытой системой смог пользоваться весь мир, люди стали на нее «подсаживаться». Сейчас её используют десятки тысяч компаний и сотни миллионов рядовых потребителей. Все эти люди управляются одной кнопочкой в США. Нужна страховка. В качестве нее может выступить российский аналог. Или, если мы не поторопимся, европейский или китайский. Сергей Пальчиков рассказал, что Италия, Германия и Франция совместно разрабатывают новую систему «Галилео». Китай также публично объявил о подобных планах.