Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев раскритиковал идею слияния российской авиастроительной промышленности в одну компанию. Как пишет «Время новостей», курс на объединение российских авиационных предприятий в единую авиастроительную компанию, руководить которой будут менеджеры корпорации «Иркут», был провозглашен во вторник президентом России Владимиром Путиным на выездном заседании президиума Госсовета.
Артемьев заявил, что возглавляемая им ФАС никогда не сможет положительно относиться к созданию подобных холдингов и что действия по организации авиастроительной компании могут быть оспорены в Конституционном суде России.
Артемьев раскритиковал именно то, что разработчики концепции Объединенной авиастроительной компании (ОАК) считают принципиальным достоинством своей идеи: устранение внутренней конкуренции между российскими предприятиями ради совместного участия их в соревновании с иностранными конкурентами. «У нас никогда не будет положительного отношения к созданию подобных холдингов, на то мы и антимонопольный орган», — сказал глава ФАС.
Он напомнил, что «в Конституции прописаны слова «конкуренция» и «экономическая свобода». Если какая-либо структура будет создана не конституционно, всегда есть Конституционный суд, в котором можно оспорить ее создание, цитирует главу ФАС «Время новостей».
Артемьев призвал «критически рассмотреть обоснование создания этого холдинга, заключающееся в том, что в результате Россия выиграет конкурентную борьбу на мировом рынке». Он подчеркнул, что ОАК автоматически станет монополией в рамках России. «Если мы создаем единый авиастроительный холдинг, который на мировом рынке будет иметь долю в 10%, то это не является доминированием. Но если посмотреть на эту ситуацию в границах внутреннего рынка, его доля будет стопроцентной», — заявил глава ФАС.
Напомним, что концепция создания Объединенной авиастроительной компании была разработана в Минпромэнерго. Две недели назад глава этого ведомства Виктор Христенко доложил ее президенту Путину. 22 февраля концепция была одобрена на заседании президиума Госсовета под председательством президента. Согласно концепции, ОАК должна быть организована к концу 2006 года путем слияния активов всех основных предприятий российского авиапрома — как приватизированных, так и оставшихся под контролем государства. В компании будут объединены ведущие разработчики и производители военной (РСК «МиГ», АХК «Сухой», «Иркут») и гражданской (ОАО «Туполев», корпорация «Ильюшин») авиатехники, которые сейчас конкурируют друг с другом в различных нишах авиационного рынка. В результате должна получиться структура, управляемая из одного центра, с преобладанием государственного капитала (по оценке министра Христенко, не менее 60−70%). Правительство ставит перед ОАК задачу к 2015 году потеснить зарубежных конкурентов, отвоевав у них не менее 10% мирового рынка авиатехники.