Сегодня исполнилось два года "автогражданке". 1 июля 2003 г. в России вступил действие Закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО), в соответствие с которым ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия возмещает страховая компания виновника ДТП. Несмотря на то, ...
Сегодня исполнилось два года «автогражданке». 1 июля 2003 г. в России вступил действие Закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО), в соответствие с которым ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия возмещает страховая компания виновника ДТП. Несмотря на то, что первоначально «навязывание» этого, по выражению страховщиков, «локомотива страховой культуры» вызвало у отечественных автовладельцев неприятие, сегодня порядка 70% автомобилистов считают ОСАГО — практикой необходимой и удобной. По данным Центра стратегических исследований страховой компании «Росгосстрах», не стали бы продлевать «автогражданку» без принуждения (без полиса ОСАГО невозможно пройти техосмотр) только примерно 3% застрахованных автовладельцев. А это, признают страховщики, меньше ожидаемого показателя. Россияне, вообще, оказались весьма законопослушными, отмечают эксперты: как «автогражданку» ни ругали, но за первый год действия закона полисы ОСАГО приобрели около 90% автовладельцев, что является хорошим показателем, по сравнению, с другими странами. Причем исследования обнаружилизанятный факт. Как выяснилось, на начальной стадии действия «автогражданки» представители ГИБДД проверили наличие полиса ОСАГО лишь примерно у 54% автовладельцев. Теж же автомобилистов, у которых предъявить полис не попросили, подобный «недостаток внимания» со стороны ГАИ, как ни странно, разочаровал: ведь они выполнили закон, а их законопослушность не проконтролировали. Напомним, штрафовать отлынивающих от страхования автогражданской отвественности начали прямо с утра 1 января 2004 года. Например, в Тюмени за две недели нового года было выписано более 500 протоколов по факту отсутствия у водителей полиса ОСАГО. Ругали и ругают «автогражданку» в основном за тарифы. Базовая ставка по ОСАГО для физических лиц была установлена и до сих пор находится уровне 1980 руб. Окончательная стоимость полиса при этом устанавливается с учетом пяти коэффициентов, на которые умножается базовый тариф: место проживания водителя (для Тюмени — 1,3), мощность легковушки, возраст и водительский стаж водителя, число аварийных ситуаций, допущенных владельцем транспортного средства. Для примера — тюменцам, катающимся на таких автомобилях, как «Жигули», «Москвич», «Волга» (мощность двигателя от 71 до 95 лошадиных сил), полис обязательного страхования автогражданской ответственности обходится в 2500 с лишним руб. Пока власти не планируют повышать «ставки» по ОСАГО. Хотя, настаивают некоторые страховщики, к 2006-му году тарифы по автогражданке должны быть увеличены: «чтобы выплачиваемых пострадавшим в ДТП страховок элементарно хватило на ремонт машин». По предварительным данным, выплаты по ОСАГО в 2004 году составили в Тюменской области (с округами) более 870 млн рублей — при сумме собранных взносов порядка полутора миллиардов. По словам президента группы компаний «Росгосстрах» Данила Хачатурова, тюменский регион — в лидерах по убыточности ОСАГО (процент выплат от собранных страховщиком премий). Ее уровень близок к 80%, то есть больше заданного Минфином планового показателя в 77%. «Думаю, скорее всего, будут внесены поправки в местные коэффициенты», — прогнозирует в интервью еженедельнику «Вслух о главном» Хачатуров изменения в ОСАГО. «Что произойдет с ОСАГО? — оценивает он перспективы „автогражданки“ уже не для клиентов, а для страховых компаний. — Простая вещь. Глобально страхованием автогражданской ответственности займутся три, четыре, максимум, пять-шесть компаний. Потому что при огромных объемах работы уровень рентабельности этого вида — от 2−3% во всем мире. А с подобной с рентабельностью нельзя работать, если у вас нет такой сети, как, например, у нас. Если вы развернете сеть специально под ОСАГО, рано или поздно вам придется ее сворачивать, потому что на ее содержание уходит больше, чем вы зарабатываете. Таков мировой опыт. Это происходит сегодня и у нас. Порядка 10 компаний стоят в топ-листе по приостановлению лицензий на ОСАГО. К концу года эти 10 компаний упадут. Они могут заниматься другими видами бизнеса, но „автогражданка“ им уже не нужна. Ведь сливки за первый год ее действия они сняли».