Никто не поспорит с тем, что в Тюмени в течение последних пары лет наблюдается кредитный бум – тюменцы все чаще занимают у банков, покупая как недорогие телевизоры, так и квартиры. С помощью банков тюменцы предпочитают и при покупке авто – эта тенденция на автомобильном рынке становится все более явной. Тюменский рынок автокредитования и тесно связанный с ним рынок автострахования стали темой вчерашнего заседания обновленного авто-пресс-клуба, организованного при содействии журнала "Autotop" и агентства по связям с общественностью "PRимер".
Никто не поспорит с тем, что в Тюмени в течение последних пары лет наблюдается кредитный бум — тюменцы все чаще занимают у банков, покупая как недорогие телевизоры, так и квартиры. С помощью банков тюменцы предпочитают и покупать авто — эта тенденция на автомобильном рынке становится все более явной. Тюменский рынок автокредитования и тесно связанный с ним рынок автострахования стали темой вчерашнего заседания обновленного авто-пресс-клуба, организованного при содействии журнала «Autotop» и агентства по связям с общественностью «PRимер». Рынок автокредитования на сегодня развивается бурными темпами, по статистике, на каждый третий автомобиль оформляется кредит. Связано это как с ростом уровня доходов, так и с тем, что банки начали предъявлять к потенциальному получателю автокредита минимум требований, характеризующих его платежеспособность. Сегодня в Тюмени на рынке автокредитования работают около 40 банков, так что можно сказать, что конкуренция в это сфере есть, отмечают банковские эксперты. По словам начальника отдела организации кредитования частных клиентов в филиалах Западно-Сибирского Банка Сбербанка России Сергея Кравченко, классическая схема автокредитования в настоящее время является одним из самых выгодных банковских продуктов. Например, в Западно-Сибирском Банке Сбербанка России при получении кредита на «железного друга» отменены первоначальный взнос и комиссия за досрочное гашение кредита, сумма кредита может равняться стоимости машины, существует возможность приобретения подержанного авто и спецтехники, срок рассмотрения кредитной заявки составляет не более 3 дней. Как считает Сергей Кравченко, именно Сбербанк можно считать «законодателем моды» на рынке автокредитования — мало того, что именно этот банк был первым, предложившим этот банковский продукт в Тюмени, так внедренная в Сбербанке с 1 сентября новая программа автокредитования заставила некоторые тюменские банки изменить условия кредитования в лучшую сторону. Например, увеличить срок предоставления кредита. Между тем, считают эксперты, сегодня рынок автокредитования четко поделен на ниши по целевым аудиториям. Так, Сбербанк преимущественно работает для людей, получающих официальную зарплату и готовых подождать несколько дней для получения кредита. А УРСА-банка готов работать с клиентами, покупающими авто с рук. По мнению участников рынка, скорой революции на рынке автокредитования ждать не стоит — процентные ставки по автокредитам будут снижаться, но делаться это будет постепенно. Будут расти и объемы автокредитования — например, в Сбербанке объем выданных кредитов в четвертом квартале 2006 года в 15 раз превысил объем кредитов, выданных за 9 месяцев прошлого года, и составил около 800 млн руб. Кстати, на сегодня в целом по России отмечается увеличение доли приобретенных машин более высоких ценовых категорий (в частности, на сегмент от $ 10 000 до $ 20 000 пришлось 23% покупок против 18% в 2005 году), и данная тенденция, с большой степенью вероятности, сохранится. Кроме того, в 2006 году число проданных иномарок превысило число проданных отечественных машин, и, по прогнозам экспертов, доля автомобильной продукции российского производства продолжит снижаться в ближайшие годы. По словам Сергея Квавченко, клиенты Западно-Сибирского банка Сбербанка России проявляют интерес как с инормаркам, так и к машинам отечественного производства. Например, в Заводоуковске покупается больше отечественных авто, а в Ишиме — больше иномарок. В зависимости от территории разнятся и суммы автокредитов — северяне предпочитают брать большие кредиты, сумма которых порой доходит до 4 млн руб. Эксперты отмечают, что рынок автокредитования несколько отличается от остальных кредитных рынков. Так, процент невозврата по кредитам здесь несколько меньше. Причина этого в том, что при выдаче кредита оформляется ликвидный залог. Хотя, как отмечают страховщики, случаи мошенничества все же встречаются — например, некоторые заемщики пытаются расплатиться по кредиту с помощью страховой компании. Добавим, что на тюменском рынке автокредитования недавно появилась компания, специализирующаяся на автокредитном брокерстве. По словам представителей D&M Тюмень, пока в Тюмени не сформировался рынок кредитования подержанных авто, однако в скором будущем это произойдет, как уже произошло в столичных городах. Не так развит в Тюмени и рынок экпресс-автокредитования — пока местные банки предлагают жителям города достаточно жесткие условия. Справка: По данным компании ABARUS Market Research, в 2006 году банки в России выдали автокредитов на сумму около $ 7,8 млрд, по сравнению с $ 4,6 млрд в 2005 году. Рост рынка автокредитования за последний год составил, таким образом, 70% (для сравнения: рост в 2005 году — 30%). Доля автомобилей, продававшихся в 2006 г. в кредит, составила примерно 35−40%, для иностранных автомобилей эта цифра чуть выше — около 45%. Заемщики постепенно переключаются на автомобили более высокой ценовой категории. Если ранее популярностью пользовались автокредиты на недорогие иномарки стоимостью $ 15 000−20 000 (Hyundai Accent, Mitsubishi Lancer, Toyota Corolla, Suzuki Liana, Ford Focus, Peugeot 206, Nissan Almera), то сейчас спрос плавно смещается в сегмент автомобилей средней ценовой категории — $ 20 000−40 000 (Mazda 3, Mazda 6, Toyota Avensis, Nissan Primera). В целом же, по данным исследования агентства Business-Vision, за последние несколько лет объем продаж автомобилей в кредит вырос более чем в 15 раз. И в ближайшие годы может увеличиться еще впятеро.